ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

  • PROGLYADOVA Galina A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • BRYUKHOVSKIKH Lyudmila A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • BELYAYEVA Olga L. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • VORONOVA Tatyana V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: универсальные учебные действия, знаково-символические учебные действия, ученики с общим недоразвитием речи.

Аннотация

Постановка проблемы. В настоящей статье рассмотрим обновленное содержание работы учителя-логопеда с точки зрения формирования знаково-символических учебных действий. Цель статьи – обосновать необходимость формирования знаково-символических учебных действий на занятиях учителя-логопеда.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.

Результаты. Выявлены особенности сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня, принявших участие в эксперименте: трудности перевода устного высказывания в письменную форму; наличие в письменных работах спе-цифических ошибок языкового анализа и синтеза:слитное написание слов, раздельное написание частей слова, пропуск букв и слогов, добавление лишних букв и слогов, перестановка букв; слабая сформированность умения осуществлять языковой анализ на слух в специальных пробах, трудности составления звуковой схемы слова и схемы предложения; трудности видоизменения слов; необходимость в дифференциации уровня сложности письменного задания (на слух, с визуальной опорой) и необходимость в помощи взрослого в виде подсказок и обучения.

Литература

1. Беляева О.Л. и др. // Инклюзивное образование: новые возможности и опыт: кол. монография / О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских,
О.А. Дмитриева, О.А. Козырева, Л.А. Сырвачева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23061395 (дата обращения: 29.08.2019).
2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320 с. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35549981 (дата обращения: 29.08.2019).
3. Киселева Н.Ю. Письменно-речевая деятельность учащихся с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12–4. С. 96–99.
4. Корольков В.А., Орехова А.С. Общеучебные умения и навыки как составная часть универсальных учебных действий // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-2. С. 76–77. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27424233_51398904.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
5. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. и др. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. № 4. С. 153–160. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17717697_19520699.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
6. Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. М.: Илекса, 2016. 208 с.
7. Микерова Г.Ж. Система формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 10. С. 16–24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30730602_61694466.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
8. Ожигина С.П. Формирование знаково-символических универсальных учебных
действий у младших школьников через моделирование // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. № 1. С. 183–186. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15607657_42810342.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
9. Перикова Е.И., Ловягина А.Е., Бызова В.М. Эффективность метакогнитивных стратегий принятия решений в учебной деятельности // Science for Education Today. 2019. № 4. С. 19–35. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.02 (дата обращения: 29.08.2019).
10. Поникарова В.Н., Комкова И.Н. Возможности формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1–7. С. 107–110. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23601880_71439340.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
11. Проглядова Г.А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких нарушениях зрения у младших школьников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 98–103. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/old/I1I2011Iverstka_1320049567.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014 .
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru .
14. Boer H. de, Donker A.S., Kostons D.D. N. M., van der Werf G.P. C. Long-term effects of metacognitive strategy instruction on student academic performance: A meta-analysis // Educational Research Review. 2018. Vol. 24. P. 98–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.03.002 .
Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
A., P., A., B., L., B., & V., V. (2019). ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 49(3), 6-14. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-137

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)