АДАПТИВНЫЙ КОПИНГ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • MESHKOVA Irina V. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
  • ZAVYALOVA Lyudmila P. Сибирский федеральный университет (Красноярск)
Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, адаптивные варианты копинг-поведения, когнитивные копинг-стратегии, эмоциональные копинг-стратегии, поведенческие копинг-стратегии, студенты педагогического вуза.

Аннотация

Проблема. Статья посвящена проблеме формирования психологической готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности. Раскрыто содержание понятия «психологическая готовность» к профессиональной деятельности, рассмотрена ее структура. Показано, что адаптивные и относительно адаптивные варианты копинг-поведения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах могут выполнять функцию личностного ресурса в период профессиональной подготовки будущих педагогов.

Цель статьи – представление результатов исследования копинг-стратегий и психологических свойств студентов педагогического вуза в контексте формирования их психологической готовности к профес-сиональной деятельности с учетом требований профессионального стандарта «Педагог».

Методологию исследования составляют деятельностный и субъектный подходы к процессу профессионального становления личности, теоретический анализ научной литературы по проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности и теории копинг-стратегий J.H. Amirkhan, E. Heim. Диагностический инструментарий представлен тестовыми методиками: «Диагностика копинг-механизмов» (Э. Хейм), «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов), «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), «Самооценка стрессоустойчивости» (С. Коухен, Г. Виллиансон), «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко). Статистическая обработка данных проводилась с использованием однофакторного дисперсионного анализа в программе IBM Statistics SPSS-19.

Результаты. На основе теоретического анализа литературы определены структурные компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Выявлены различия в показателях психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов с разными вариантами адаптивности копинг-поведения.

Заключение. Сделан вывод о психологической неготовности к педагогической деятельности студентов вуза, использующих неадаптивные варианты копинг-поведения. Напротив, использование студентами педагогического вуза адаптивных и относительно адаптивных вариантов копинг-поведения может рассматриваться как личностный ресурс для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Литература

1. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований // Актуальные вопросы современной психологии: матер. III Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 17–19. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/ (дата обращения: 22.08.2019).
2. Дикова В.В., Мащенко М.В. Конкурс Worldskills как необходимое условие развития профессионализма будущего педагога // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 27–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32724410 (дата обращения: 12.08.2019).
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
5. Калинина Т.В., Першина А.В. Проблема формирования психологической готовности сту-дентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1728–1730. URL: https://moluch.ru/archive/91/19751/ (дата обращения: 19.08.2019).
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 304 с.
7. Лысуенко С.А. Проектирование индивидуальной траектории профессионального развития как условие успешной профессиональной подготовки // Образование и наука. 2014. № 10. С. 47–59. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-10-47-59 (дата обращения: 10.08.2019).
8. Мешкова И.В. Субъектность студентов педагогического вуза как профессионально важное качество будущих педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 126–131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22648330 (дата обращения: 10.08.2019).
9. Минияров В.М. Василевская Е.А. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (2). С. 388–393. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2015/2015_1_388_393.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
10. Мирук А.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-4 (40). С. 83–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22927195 (дата обращения: 10.08.2019).
11. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1970. 218 с.
12. Прохорова И.К. Трудности профессиональной адаптации молодых педагогов в современной школе и условия их преодоления // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 3 (45). С. 62–70. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-45-3-75 . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36321552 (дата обращения: 12.08.2019).
13. Пучкова И.М., Петрик В.В. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Ученые записки Казанского университета. 2015. Т. 157, № 4: Гуманитарные науки. С. 245–252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24332706 (дата обращения: 12.08.2019).
14. Скоробогатова Ю.В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 284–294. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.21 . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38169080 (дата обращения: 21.08.2019).
15. Сыченко Ю.А., Сыченко Ю.В. Личностная детерминация копинг-стратегий будущих педагогов // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: матер. Третьей Междунар. науч. конф. (Казань, 08–10 ноября 2018 г.). Казань: Изд-во Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. С. 475–479. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37353509 (дата обращения: 21.08.2019).
16. Ширалиева Г.И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 806–809. URL: https://moluch.ru/archive/116/31373/ (дата обращения: 11.08.2019).
17. Amirkhan J.H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses // European Journal of Personality. 1999. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/per.2410080103 .
18. Heim E. Koping und adaptavited gibtes geeignetes oder ungeeignetes koping // Psychother., Psychosom. Med. Psychol. 1988. H. 1. P. 8–15.
19. Holland J.L. Exploration of A Theory of Vocational Choice Part II: Self-Descriptions and Vocational Preferences // Vocational Guidance Quarterly. 1963. Vol. 12, is. 1. P. 17–24. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/j.2164-585X.1963.tb00620.xdoi:10.1002/j.2164-585X.1963.tb00620.x .
20. Lazarus R.S. The Stress and Coping Paradigm. In: C. Eisdorfer, D. Cohen, A. Kleinman, & P. Maxim (Eds.). Models for Clinical Psychopathology. New York: Spectrum, 1981. P. 177–214. URL: https://www.scirp.org/(S(351jmbntvnsjt1aadkposzje))/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1955105 .
21. Super D.E. The psychology of careers. New York: Harper & Brothers, 1957. 362 p. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/0c46/68021faac73a4e760db71eb7e0060fcd720d.pdf.
Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
V., M., & P., Z. (2019). АДАПТИВНЫЙ КОПИНГ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 49(3), 163-171. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-152