ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ВУЗА
Аннотация
Проблема и цель. В статье обсуждаются вопросы развития личности студента в период профес-сиональной подготовки в вузе. Цель статьи – проанализировать личностно-профессиональные качества курсантов правоохранительного вуза в контексте субъектно-развивающего подхода и определить мероприятия, направленные на воспитание личности в рамках вузовской подготовки.
Методология исследования основана на анализе работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных субъектно-развивающему подходу и развитию личности в период обучения в вузе, роли личностных качеств в профессиональной компетентности сотрудников полиции. Среди личностно-профессиональных качеств особое внимание уделено толерантности к неопределенности, требования к которой в деятельности сотрудников полиции противоречивы в силу специфики профессии. Представлены результаты эмпирического исследования курсантов правоохранительного вуза (N=78) с использованием методики определения толерантности к неопределенности (С. Баднер).
Результаты (их обсуждение). Выявлено, что подавляющее большинство курсантов и слушателей правоохранительного вуза характеризуются средним (73 %) и низким (24 %) уровнями толерантности к неопределенности, что указывает на склонность воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Наибольшую интолерантность (нетерпимость) у сотрудников вызывают сложность и неразрешимость задачи. На основе теоретико-эмпирического изучения предложены мероприятия учебной и внеучебной деятельности, позволяющие развивать личность обучающегося в период вузовской подготовки. Показано, что освоение курсантами в ходе учебных занятий широкого репертуара ролей, освоение профессиональной акмеологии, реализация контекстного обучения на базе социально значимых учреждений региона, развитие этнокультурной толерантности позволят более полно использовать воспитательный потенциал подготовки сотрудников в период их обучения в вузе.
Заключение. Отмечается, что реализация субъектно-развивающего подхода в подготовке кадров для органов внутренних дел позволит сформировать личностную основу профессионала и получить на выходе сотрудников-субъектов – думающих, ответственных, нравственных, патриотичных, личностно здоровых, готовых к решению задач в интересах общества и государства.
Литература
2. Абульханова К.А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 40–53.URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 20283564_12023904.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
5. Дьячук А.А. Личностные особенности организации деятельности и возможности их оценки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 160–165. URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_24306412_71131722.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
6. Любачевская Е.А. Толерантность к неопределенности как личностный феномен // Акмеология. 2013. № 3 (47). С. 78–80.
7. Махнач А.В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 6. С. 84–98.URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 18112294_78993813.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
8. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании / под ред. В.В. Рубцова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 304 с.
9. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В., Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 308 с. URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_24857020_61098458.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
10. Титова О.И., Холодцева Е.Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 4 (8). С. 43–70. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30794477_82509438.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
11. Титова О.И. Профессионально-коммуника-тивная компетентность сотрудников правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2019. 142 с.
12. Титова О.И., Поршуков А.С. Профессионально-коммуникативная компетентность сотрудников правоохранительных органов и подходы к ее развитию посредством психологического тренажера // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018 а. № 1 (30). С. 69–76. URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_32867168_82968118.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
13. Титова О.И. Толерантность к неопределенности как фактор отношения к деловому взаимодействию в контексте развития общекультурных компетенций студентов вуза // Сибирский психологический журнал. 2018 б. № 68. С. 131–142. DOI: 10.17223/17267080/68/8
14. Шинкевич В.Е., Маслодудова Н.В., Шерстяных А.С. Выраженность феномена патриотизма в курсантской среде Сибирского юридического института МВД России // Вестник СибЮИ. 2017. № 3 (28). URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_30268671_99701669.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
15. Шинкевич В.Е. Оценка акме-потенциала обучающихся в условиях организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода: на материалах социологического исследования // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (44). С. 104–109. URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_38519204_52441232.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
16. Яновский М.И., Монастырская В.А. Факторы эффективности ориентировки в ситуации неопределенности // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. № 1, т. 1. С. 219–230. URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_29390622_70659310.pdf (дата обращения: 26.11.2019).
17. Christopher M.S., Goerling R.J., Rogers B.S., Hunsinger M., Baron G., Bergman A.L., Zava D.T. A pilot study evaluating the effectiveness of a mindfulness-based intervention on cortisol awakening response and health outcomes among law enforcement officers // Journal of Police and Criminal Psychology. 2016. Vol. 31 (1).
P. 15–28. DOI: 10.1007/s11896-015-9161-x
18. Duxbury L., Higgins C., Halinski M. Identifying the antecedents of work-role overload in police organizations // Criminal Justice and Behavior. 2015. Vol. 42 (4). P. 361–381. DOI: 10.1177/0093854814551017
19. Ellrich K., Baier D. Post-traumatic stress symptoms in police officers following violent assaults: A study on general and police-specific risk and protective factors // Journal of Interpersonal Violence. 2017. Vol. 32 (3). P. 331–356.
DOI: 10.1007/s11896-017-9240-2
21. Levy-Gigi E., Szabo C., Richter-Levin G., Kéri S. Reduced hippocampal volume is associated with overgeneralization of negative context in individuals with PTSD // Neuropsychology. 2015. Vol. 29 (1). P. 151–161. DOI: 10.1037/neu0000131
22. Li M., Li W.-Q., Li L.M.W. Sensitive periods of moving on mental health and academic performance among university students // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10 (JUN), is. 1289. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01289
23. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60, № 3. P. 261–262.
24. Page K.S., Jacobs S.C. Surviving the shift: Rural police stress and counseling services // Psychological Services. 2011. Vol. 8 (1). P. 12–22. DOI: 10.1037/a0021796
25. Sánchez-Teruel D., Auxiliadora Robles-Bello M. Personality and resilience in a special corps of the National Police in Spain // Revista de Psicologia del Trabajo y de las Organizaciones. 2014. Vol. 30 (2). P. 75–81. DOI: 10.1016/j.rpto.2014.06.003
26. Talavera-Velasco B., Luceño-Moreno L., Martín-García J., García-Albuerne Y. Psychosocial risk factors, burnout and hardy personality as variables associated with mental health in police officers // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9 (SEP), is. 1478. DOI: 10.1016/j.rpto.2014.06.003
27. Violanti J.M. Predictors of police suicide ideation // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2004. Vol. 34 (3). P. 277–283.