РЕФЛЕКСИВНО-КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Проблема и цель. На современном этапе обучения остается приоритетным вопрос контроля учебной деятельности студента в техническом вузе. В статье рассматривается рефлексивно-креативный подход к контролю выполнения познавательных и практических действий обучающихся, что является показателем творческого роста личности. Культивирование рефлексивного развития творческой активности студентов в дальнейшем позволит им выйти на более высокий уровень творческого развития и само-актуализироваться в реальной практике. Цель статьи – описать алгоритмы проведения контроля при изучении учебных дисциплин «Русский язык и культура речи», «История мирового искусства», «Русский язык делового общения» в высшей школе; предложить систему рефлексивно-креативных заданий, создающих важнейшие предпосылки для раскрытия потенциальных возможностей и способностей обучаемых.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам рефлексии, психологии личности, творческим способностям, творчеству, раскрытию и развитию творческого потенциала человека. Кроме того, методологическую основу исследования составляют теория деятельности А.Н. Леонтьева, философские и психолого-педагогические положения о личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и опыт подготовки квалифицированных кадров, формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Результаты. Использование рефлексивно-креативного подхода к контролю учебной деятельности задает ориентиры процесса раскрытия творческого потенциала студента, что предусматривает обеспечивание предметно-информационной обогащенности, создание положительного эмоционального фона, культивирование деятельностной, коммуникативной, личностной, интеллектуальной рефлексий, раскрепощение его внутренних возможностей. Ожидаемые результаты отвечают требованиям, обозначенным в учебных программах Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью в соответствии с ФГОС ВО, таким как: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний, развитие познавательных способностей, совершенствование самостоятельного мышления, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Заключение. Предложенная в статье стратегия индивидуальных и групповых заданий и создание на их основе тематических журналов «Альманах» способствует более качественному изучению нового предметного содержания учебных дисциплин. По мнению автора, такая стратегия заслуживает внимания как эффективный способ контроля учебной деятельности студентов, организованной в рамках рефлексивно-творческой деятельности, где информация является не целью, а средством освоения действий и операций профессиональной деятельности.
Литература
С. 43–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-zadachi-kak-tselevoy-vektor-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii/viewer
2. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. 2018. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018. Т. 8, № 5. С. 5–21. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=563870
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с. URL: https://www.twirpx.co/file/142806/
4. Богульская Н.А., Кучеров М.М. Автоматизированное тестирование как способ оценивания уровня сформированности компетенций студентов на основе исследования действием // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 87–93. URL: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-125
5. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы: метод. рекомендации. Л.: НИИООВ, 1986. 36 с.
6. Воног В.В., Яроцкая Л.В. Педагогический контроль как способ развития личности студента – будущего инженера // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева 2017. № 2 (40). С. 56–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kontrol-kak-sposob-razvitiya-lichnosti-studenta-buduschego-inzhenera/viewer
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. URL: http://disus.ru/knigi/367387-1-bbk-v92-nauchnoe-izdanie-s-vigotskiy-pedagogicheskaya-psihologiya-vigotskiy-s-pedagogicheskaya-psihologiya-pod-red-v-davi.php
8. Герасимов А.М. Инновационный подход в построении обучения. М., 2001. 63 с.
9. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности // Вестник КГПУ
им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 129–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnyy-kontrol-usk-v-oblasti-professionalnoy-sfery-kak-odna-iz-fundamentalnyh-potrebnostey- lichnosti/viewer
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 541 с. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/9298/default
11. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Мысль, 1974. 268 с. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/376224-1-m-kagan-chelovecheskaya-deyatelnost-opit-sistemnogo-analiza-izdatelstvo-politicheskoy-literaturi- moskva-1974-k1.php
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 346 с. URL: https://bookap.info/clasik/dsl/
13. Мясищев В.Н. Психология отношений М.; Воронеж, 1995. 368 с. URL: http://www.web-lit.net/writer/3919/book/11442/myasischev_vn/psihologi/ya_otnosheniy/read
14. Пономарев Я.А. Психология творчества //Тенденции развития психологической науки: сб. М.: Наука, 1988. С. 21–25.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с. URL: https://studfile.net/preview/5375396/
16. Сизикова Т.Э. Влияние полимодальности рефлексии на самоорганизацию личности // Science for Education Today 2019. № 1. С. 57–75. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=563870
16. Сластенин В.А. Общая педагогика М.: Владос, 2002. Ч. 1. 288 с.; Ч. 2. 256 с.
18. Тарасюк Н.А., Семенова Ю.И. Развитие рефлексивных умений как основа профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 159–162.
19. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 328 с. URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8434.php
20. Grant A.M. Rethinking psychological mindedness: metacognition, self-reflection, and insight // Behaviour Change. 2001. № 18 (1). P. 8–17. URL: https://www.academia.edu/18048392/Rethinking_Psychological_Mindedness Metacognition_Self-reflection_and_Insight
21. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw Hill, 1967. 538 р. DOI: 10.1126/science.162.3857.990-a
22. Cunliffe A.L. Reflexive dialogical practice in management learning // Management Learning. 2002. Vol. 33 (1). P. 35–61. DOI: https://doi.org/10.1177/1350507602331002
23. Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. Boston: D.C. Heath, 1933.
24. Mruck K., Breuer F. Subjectivity and reflexivity in qualitative research – The FQS issues // Forum: Qualitative Social Research. 2003. Vol. 4 (2).
Art. 23. DOI: http://dx.doi.org/10.17169/fqs-4.2.696
25. Peters F. Theories of consciousness as reflexivity // The Philosophical Forum. 2013.
Vol. 44 (4). P. 341–372. DOI: https://doi.org/10.1111/phil.12018
26. Piaget J., Inhelder B. La psychologie de l,enfant. Presses Universitaire de France, 1992. P. 128.
27. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel Press, 1974.