МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  • KASYANOVA Elena V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва http://orcid.org/0000-0002-9701-1624
  • SAFONOV Konstantin V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва http://orcid.org/0000-0003-0405-3065
Ключевые слова: компетенции, медиакомпетенции, медиаобразовательный проект, медиаконтент, анимация, университетское телевидение.

Аннотация

Проблема и цель. В настоящее время проблемы медиапространства молодежи и в целом общества исследуются многими учеными. Среди этих проблем – обеспечение условий для обучения созданию медиаконтента студентами технических специальностей. В контексте решения этой проблемы необходимо определение перечня компетенций как планируемых результатов обучения дисциплине «Информационные технологии в цифровой экономике». Цель статьи – классифицировать комплекс медиокомпетенций студентов и разработать методику их развития на основе реализации медиаобразовательных проектов в предметной подготовке.

Методология исследования основана на анализе и обобщении нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыте реализации медиаобразовательных проектов студентами различных направлений подготовки.

Результаты исследования. На основе компетентностного подхода уточнены и сформулированы планируемые результаты обучения при реализации медиаобразовательных проектов, направленные на формирование профессиональных и универсальных компетенций студентов. Предложена практико-ориентированная схема реализации медиаобразовательного проекта, удовлетворяющая этим результатам.

Заключение. Предложенные в статье уточненные результаты обучения могут быть использованы для организации оценки результатов реализации медиаобразовательных проектов при разработке различного вида медиаконтента. Применение разработанной практико-ориентированной схемы реализации медиаобразовательных проектов возможно на базе других дисциплин и направлений обучения.

Литература

1. Баканов Р.П. Педагогические приемы, направленные на эффективное освоение студентами дисциплины «Выпуск учебного медиапроекта» (Опыт Казанского университета) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). C. 34–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30485022 (дата обращения: 27.04.2020).
2. Бодрунова С.С., Якунин А.В. Метод эвристической экспертизы дизайна медиапроекта: опыт междисциплинарного подхода // Медиаскоп. 2016. № 3. С. 17. URL: http://www.mediascope.ru/node/2181 (дата обращения: 27.04.2020).
3. Вершинин В.А. Новые формы и методы учебного медиапроектирования // Дизайн СМИ: Тренды XXI века 2017. № 3. С. 15–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36590506 (дата обращения: 27.04.2020).
4. Гегелова Н.С., Исмаилова А.А. Учебное телевидение в российских вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Литературовдение. Журналистика. 2016. № 4. С. 175–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27467943 (дата обращения: 27.04.2020).
5. Дубовер Д.А. Развитие социальных компетенций у студентов технических специальностей средствами медиаобразовательной проектной деятельности // Мир науки. 2018. № 6 (6). С. 22. URL: https://mir-nauki.com/33pdmn618.html (дата обращения: 27.04.2020).
6. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 243 с. URL: http://mic.org.ru/phocadownload/monografiaya-zhilavskaya-mom.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
7. Жилавская И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ // Вестник московского университета. 2011. № 5. С. 107–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17071253 (дата обращения: 27.04.2020).
8. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32 c. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003382302 (дата обращения: 27.04.2020).
9. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm (дата обращения: 27.04.2020).
10. Касьянова Е.В. Особенности и ресурсное обеспечение организации корпоративного телевидения для опорного университета // Экология медиасреды: проблемы медиабезопасности и разумного использования коммуникативных ресурсов. М., 2018. С. 211–220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36316942 (дата обращения: 27.04.2020).
11. Кудрявцева Е.И. Компетенция как ключевое понятие актуальной теории и практики менеджмента // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-kak-klyuchevoe-ponyatie-aktualnoy-teorii-i-praktiki-menedzhmenta (дата обращения: 27.04.2020).
12. Лазарева В.Н., Перевозова О.В. Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 201–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24107897 (дата обращения: 27.04.2020).
13. Лебедева С.В. Проблемы развития школьных медиа: Концепция и основные цели // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 23–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36528986 (дата обращения: 27.04.2020).
14. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студ.-бакал., обучающ. по пед. направлениям и специальностям. Новосибирск: Немо Пресс, 2018. 140 c. URL: http://ouartyn.mur.obr55.ru/files/2018/12/Учебное-пособие.-О.-И.-Мезенцева-Современные-педагогические-технологии.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
15. Михалева Г.В. Технология использования аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе в медиаобразовательном процессе: на примере Интернета // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 2. С. 106–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41105807 (дата обращения: 27.04.2020).
16. Морозова А.А. Преимущества медиаобрзовательных проектов в социальных сетях // Медиасреда. 2018. № 14. С. 175–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36498734 (дата обращения: 27.04.2020).
17. Парамонова Т.А. Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования (региональный опыт реализации медиаобразовательных проектов в педагогическом вузе). М., 2017. С. 404–414. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28819045 (дата обращения: 27.04.2020).
18. Петрова М.В. Видеоблоггинг как инновационная форма проектно-ориентированного обучения иностранному языку студентов-журналистов // Образование и наука. 2018. № 20-3. С. 140–159. DOI 10.17853/1994-5639-2018-3-140-159.
19. Романов И.В. Медиацентр в современной образовательной организации: цели и задачи деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-4. С. 36–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28943972 (дата обращения: 27.04.2020).
20. Сальникова О.А. Ключевые компетенции в современном образовании // Начальная школа плюс до и после. М., 2011. № 12. С. 74–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20315569 (дата обращения: 27.04.2020).
21. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та. 2010. 108 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004697734 (дата обращения: 27.04.2020).
22. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. М.: Гиппо, 2010. С. 384 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004364261 (дата обращения: 27.04.2020).
23. Тарханова И.Ю. и др. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: кол. монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009900882 (дата обращения: 27.04.2020).
24. Фатеев В.Н. Медиаобразовательные технологии в профессиональном обучении менеджеров // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. Т. 2, № 6. С. 27–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovatelnye-tehnologii-v-professionalnom-obuchenii-menedzherov (дата обращения: 27.04.2020).
25. Фатеева И.А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 40–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23338665(дата обращения: 27.04.2020).
26. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007580708 (дата обращения: 27.04.2020).
27. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Ин-т новых образовательных технологий, 2002. URL: https://www.khutorskoy.ru/books/bibliography-e.htm (дата обращения: 27.04.2020).
28. Шестеркина Л.П., Марфицина А.Р. Проектная журналистика и современные проблемы журналистского образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. № 1 (14). С. 40-48. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-1-40-48
29. Barrett H. Researching and evaluating digital storytelling as a deep learning tool // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. 2006. P. 647–654.
30. McClelland D.C. Managing motivation to expand human freedom // American Psychologist. 1978. № 33 (3). P. 201–210.
31. McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. URL: https://www.amazon.com(дата обращения: 27.04.2020).
32. Ohler J. The World of digital storytelling // Learning in the Digital Age. 2005. Vol. 63, № 4. P. 44–47.
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
V., K., & V., S. (2020). МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 46-57. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-199

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)