МЕТОДИКА СЕЛЕКТИВНОГО ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ВОЛЕЙБОЛ» ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ЗАДАТКАМ

  • RZHANOV Aleksei A. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  • SHISHLYANNIKOVA Olga A. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  • BALZHINIMAEV Eduard B. Иркутский национальный исследовательский технический университет
Ключевые слова: психомоторные качества, ранний спортивный отбор, различительная чувствительность, спортивные задатки, тестирование.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируется проблема отсутствия в современных методах и принципах спортивного отбора для специализации «Волейбол»1 селекции по психомоторным способностям и их задаткам.

Учитывая совпадение сенситивных периодов первичного отбора и формирование психомоторики человека, проблему можно компенсировать, собрав в единую методику доступные и эффективные способы. Цель статьиразработать эффективную методику селективного отбора спортсменов по специализации «Волейбол».

Методология исследования. На основе изучения и сравнительного анализа основных методов развития и тестирования психомоторных способностей человека, разработанных отечественными и зарубежными авторами, были выделены наиболее важные параметры развития для специализации. Концепция формирования методических материалов определялась доступностью использования в материально-техничес-ком оснащении, признанием научным сообществом.

Результаты. Разработана методика тестирования и быстрого развития специальных качеств на основе интегрирования упражнений, имеющих доступную материально-техническую базу в оснащении, отобранных из научных трудов и практик. Тестовая часть методики состоит из семи тестов-упражнений, каждый из которых определяет психосенсорную реакцию до тренировочного цикла и после него. Комплекс упражнений имеет несколько вариантов, которые следует применять в соответствии с возрастом и подготовкой тестируемых. Кроме развивающих упражнений, в методике присутствуют рекомендации по отслеживанию показателей спортсменов по частоте сердечных сокращений при нагрузках, потреблению кислорода и параметрам роста тела по антропометрическим показателям.

Заключение. Результаты тестирования отражают достоверные позитивные изменения, связанные с развитием способности игрока управлять параметрами времени, пространства, усилия, сложной реакции выбора. Использование представленной тестовой методики, направленной на развитие специальных качеств путем дифференцирования двигательных параметров, дополняет классические методы спортивного отбора. Она является эффективной методикой отбора спортсменов по психомоторным способностям для специализации «Волейбол».

Литература

1. Андрущишин И.Ф., Пресняков И.Н., Денисенко Ю.П., Гераськин А.А. Совершенствование диагностики игрового взаимодействия в волейболе // Человек. Спорт. Медицина 2016. Т. 1, № 1. DOI: 10.14529/hsm160110
2. Аршинова В.В., Арпентьева М.Р., Кузнецо ва Н.В., Новако А.В. Вопросы психологическо-го сопровождения в спорте, рекреационно- оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-v-sporte-rekreatsionno-ozdorovitelnoy-i-lechebnoy-praktikah/pdf (дата обращения: 02.03.2020).
3. Болгов В.Н., Тагирова Н.П., Галлямова О.Н., Перепелкин В.В. Использование времени двигательной реакции для определения психологических особенностей бадминтонистов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 1 (155). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/-vremeni-dvigatelnoy-reaktsii-dlya-opredeleniya-psihologicheskih-osobennostey-badmintonistov/pdf (дата обращения: 02.03.2020).
4. Ботяев В.Л. Координационные способности в системе спортивного отбора // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koordinatsionnye-sposobnosti-v-sisteme-sportivnogo-otbora/pdf (дата обращения: 02.03.2020).
5. Воронов Н.А. Психологические факторы, влияющие на результат выступления спортсмена в соревнованиях // Педагогические науки. 2018. № 10–1. DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10063
6. Гамалий В.В., Шленская О.Л. Оценка и интерпретация нападающих действий в волейболе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-interpretatsiya-napadayuschih-deystviy-v-voleybole/pdf (дата обращения: 02.03.2020).
7. Звездина А.О. Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы // Наука без границ. 2017. № 10 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-metodika-razvitiya-psihomotornyh-reaktsiy-sredstvami-voleybola-u-buduschih-rabotnikov-sudebnoy-sistemy/pdf (дата обращения: 02.03.2020).
8. Ибрагимов И.Ф., Васенков Н.В., Илю- шин О.В. Измерения показателей частоты сердечных сокращений растущего организма при резко усиленной двигательной активности // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-pokazateley-chastoty-serdechnyh-sokrascheniy-rastuschego-organizma-pri-rezko-usilennoy-dvigatelnoy-aktivnosti/pdf (дата обращения: 01.04.2020).
9. Козлова Н.В., Цехмейструк Е.А. Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детей-спортсменов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология 2018. № 1. С. 97–103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-trenirovka-kak-metod-korrektsii-kognitivnyh-funktsiy-u-detey-sportsmenov/pdf (дата обращения: 01.04.2020).
10. Кубряк О.В. Гипоксическая тренировка //Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2017. № 16 (2). DOI: htpp://dx.doi.org/10.18821/1681-3456-2017-16-2-107-111
11. Кылосов А.А., Деньмухомедова Д.А., Шахмирова А.Ш., Сборцева Т.В. Влияние утомления от однократной тренировочной нагрузки на быстроту зрительно-моторной реакции волейболисток // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-utomleniya-ot-odnokratnoy-trenirovochnoy-nagruzki-na-bystrotu-zritelno-motornoy-reaktsii-voleybolistok/pdf (дата обращения: 01.04.2020).
12. Назаренко Л.Д., Маркин М.О., Егорова А.А., Романова Ю.Д. Особенности совершенствования техники бега на короткие дистанции // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11, № 4. С. 37–43. DOI 10.14526/01_1111_149
13. Немцов О.Б., Ярославкин М.А., Бгуашев А.Б., Полянский А.В., Грекалова И.Н. Компьютерная программа для определения времени простой реакции и реакции выбора // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/files/1-155-2018/p42-46.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
14. Неповинных Л.А. Совершенствование нападающего удара в волейболе // Педагогические науки. 2018. № 9. DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10010
15. Неповинных Л.А. Совершенствование нижней передачи в волейболе // Педагогические науки. 2019. № 2-1. DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10552
16. Озеров В.П., Федотова О.Д. Психолого-педа-гогические аспекты формирования психомоторных способностей молодежи // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/44PSMN516.pdf (дата обращения: 01.04.2020).
17. Орел В.Р., Тамбовцева Р.В., Туркова Е.А. Влияние сосудистой нагрузки сердца и его сократимости на ЧСС у спортсменов // Вестник Новых медицинских технологий. 2017. DOI: 12737/25245
18. Рылова Н.В., Биктимирова А.А., Назаренко А.С. Уровень максимального потребления кислорода как показатель работоспособности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта // Практическая медицина 2015. С. 147–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-maksimalnogo-potrebleniya-kisloroda-kak-pokazatel-rabotosposobnosti-sportsmenov-spetsializiruyuschihsya-v-razlichnyh-vidah/pdf (дата обращения: 01.04.2020).
19. Рязанов А.А., Богданов М.Ю. Развитие скоростно-силовых способностей волейболистов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 178. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-53-59
20. Серова Л.Н., Худайназарова Д.Р. Этапы спортивного отбора // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/9981 (дата обращения: 01.04.2020).
21. Соломченко М.А., Алдошин П.Ю. Управление поведением спортсменов в стрессовых ситуациях // Наука-2020. 2015. С. 72–79. URL: http://www.nauka-2020.ru/Konf_MK-N-1(12)_2017.pdf(дата обращения: 01.04.2020).
22. Черкасов Р.М. Инновационные методы развития выносливости // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. T. 8, № 3/1. С. 83–88. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-209-212
23. Шаратских А.Ю. Отбор юных пловцов на основе метода исследования нервно-мышечной реакции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 322–325. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/11893 (дата обращения: 01.04.2020).
24. Шелков М.В., Щербинина Ф.А., Баканов М.В. Влияние гипоксической тренировки на показатели гомеостаза у конькобежцев в подготовительном периоде // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Т. 7-1. DOI:10.24411/2500-1000-2019-11375
25. Шестаков М.М., Кулекин И.В., Аникиенко Ж.Г., Забуга А.Г. Изменение точности различения пространственных и силовых параметров движений у юных футболистов 13–15 лет под воздействием утомления // Теория и методика спортивной тренировки. 2019. № 3. URL: https://kgufkst.ru/file/?id=28347 (дата обращения: 01.04.2020).
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
A., R., A., S., & B., B. (2020). МЕТОДИКА СЕЛЕКТИВНОГО ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ВОЛЕЙБОЛ» ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ЗАДАТКАМ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 127-135. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-206