ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Аннотация
Проблема и цель. Актуальность проблемы повышения качества самостоятельной работы студентов-медиков обусловлена как традиционно высоким потенциалом самостоятельной учебной деятельности в отношении развития личности, так и современными социально-экономическими условиями. Цель статьи – провести анализ основных проблем, связанных с организацией самостоятельной работы обучающихся медицинского вуза и ключевых факторов, определяющих качество самостоятельной работы современных студентов-медиков, и на его основе выявить условия повышения качества самостоятельной работы современных студентов-медиков.
Методология. В рамках исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме организации самостоятельной работы студентов, а также анализ результатов анкетирования 853 студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. Исследование выполнено на основе автономного подхода, акцентирующего внимание на самодетерминируемом непрерывном развитии личности в профессии.
Результаты исследования. В соответствии с результатами исследования более 50 % опрошенных студентов-медиков уделяют самостоятельной работе меньше времени, чем это предусмотрено учебным планом. При этом 34 % студентов признали неэффективность своей самостоятельной работы, почти 40 % опрошенных продемонстрировали мотивацию избегания неудачи и только 27,4 % – автономную мотивацию и готовность взять на себя ответственность за организацию собственного обучения. При этом 95 % студентов отметили отсутствие интереса к выполнению заданий на заучивание теоретического материала и тесты. Наиболее интересными и мотивирующими заданиями были признаны работа в клинике с пациентами, работа в симуляционном центре и выполнение творческих заданий (63,3, 38,4 и 33 % опрошенных соответственно). Почти у 60 % опрошенных студентов выявлены проблемы в коммуникации с преподавателями в ходе самостоятельной работы.
Выводы в соответствии с целью статьи. Как показывают результаты исследования, в системе факторов, определяющих качество самостоятельной работы современных студентов-медиков и обеспечивающих их успешное личностно-профессиональное развитие, важнейшее место занимают не столько технологии и доступ к ресурсам, сколько личностные характеристики и компетенции основных субъектов образования: педагогов и обучающихся.
Литература
2. Алиева Д.М., Рабаданова С.М., Зайна- лова Д.А. Блоггинг как один из способов организации самостоятельной работы студентов // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1 (37). С. 7–11.
3. Гаврилюк О.А. Автономно ориентированный подход в высшем образовании: теоретические основания и практическое применение // Интеграция образования. 2017. № 3 (21). С. 360–370. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.088.021.201703.360-370
4. Гаврилюк О.А. Автономность личности в образовании: современное понимание и возможности в развитии образовательной практики // Психология обучения. 2018. № 11. С. 99–106.
5. Гайдай С.Н. Самостоятельная работа как средство самореализации студента в образовательном процессе вуза // Образование и право. 2018. № 2. С. 221–226.
6. Дейнекина Н.А., Кравченко О.В., Коростелева И.А. Формирование навыков самостоятельной работы у студентов // Бюллетень научных сообщений. 2019. № 24. С. 149–151.
7. Дробот Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов медицинских вузов в мотивации к обучению по дисциплине «Фтизиатрия» // European Social Science Journal. 2018. № 7-2. С. 153–160.
8. Ерофеев Н.П., Захарова Л.Б., Парийская Е.Н. Cамостоятельная работа студентов – необходимый элемент инновационного обучения // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. № 1 (5). С. 162.
9. Захарова У.С., Танасенко К.И. MOOC в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176–202. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-176-202
10. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: Теоретико-методологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 51 с.
11. Кибакин М.В. Риски виртуального образовательного пространства // Дистанционное и виртуальное обучение. 2018. № 1 (121). С. 47–53.
12. Королева Т.А. Cамостоятельная работа студентов как важнейший фактор интенсификации учебного процесса // Молодой ученый. 2019. № 35 (273). С. 128–131.
13. Лебедева И.С., Шильцова Т.А. Cамостоя-тельная работа и ее роль в профессиональной подготовке студентов медицинских вузов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4-1. С. 153–154.
14. Морозли Л.В., Вострикова Р.В. Cамостоя-тельная работа студентов как методическая проблема // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-2. С. 17–20.
15. Олесова М.М. Организация самостоятельной работы студентов как важный компонент в профессиональном образовании студентов // Педагогический журнал. 2019. № 2-1 (9). С. 378–385.
16. Ронжина Н.А. Саморазвитие студентов-медиков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 375–377. DOI: http://dx.doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0084
17. Семышева В.М., Семышев М.В., Андрющенок Е.В., Куцебо Г.И., Еремин А.В. Персонификация образовательного процесса как основа студентоцентрического подхода в обучении // Международный научный журнал. 2016. № 3. С. 89–95.
18. Тихонова О.В., Азизян И.А., Гречушкина Н.В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеаудиторной самостоятельной работе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 98–116. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2019.5.8
19. Фархадова Ж.Ф. О роли самостоятельной работы в формировании личности студентов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 83–87.
20. Цупикова Е.В. Организация самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности студентов в рамках научно-исследо-вательской работы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 137–140.
21. Чернова О.Е., Литвинов А.В., Тележко И.В., Голошумова Г.С. Формирование учебной автономности студентов в ЭИОС вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 4. С. 90–95.
22. Blissitt A.M. Blended learning versus traditional lecture in introductory nursing pathophysiology courses // J Nurs Educ. 2016. No. 55. P. 227–230. DOI: http://dx.doi.org/10.3928/01484834-20160316-09
23. Chen K.S., Monrouxe L., Lu Y.H., Jenq C.C., Chang Y.J., Chang Y.C., Chai P.Y. Academic outcomes of flipped classroom learning: a meta-analysis // Medical Education. 2018. No. 9 (52). P. 910–924. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/medu.13616
24. Goldberg H.R., Dintzis R. The positive impact of team-based virtual microscopy on student learning in physiology and histology // Advances in physiology education. 2007. No. 31 (3). P. 261–5. DOI: http://dx.doi.org/10.1152/advan.00125.2006
25. Hew K.F., Lo C.K. Flipped classroom improves student learning in health professions education: a meta-analysis // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18, is. 1. P. 38. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12909-018-1144-z
26. Hong C., McLean D., Shapiro J. et al. Using the Internet to assess and teach medical students in dermatology // JCMS. 2002. No. 6. P. 315–319. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10227-001-0049-2
27. Hyungshim J., Reeve J. A New Autonomy-Supportive Way of Teaching That Increases Conceptual Learning: Teaching in Students’ Preferred Ways // The Journal of Experimental Education. 2016. No. 4 (84). P. 686–701. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220973.2015.1083522
28. Kusurkar R.A., Croiset G. Autonomy support for autonomous motivation in medical education // Medical Education Online. 2015. No. 1 (20). URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/meo.v20.27951 (дата обращения: 06.05. 2020). DOI: http://dx.doi.org/10.3402/meo.v20.27951
29. Lyness J.M., Lurie S.J., Ward D.S., Mooney C.J., Lambert D.R. Engaging students and faculty: implications of self-determination theory for teachers and leaders in academic medicine // BMC Medical Education. 2013. No. 13. P. 151. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/1472-6920-13-151
30. Nomura O., Onishi H., Kato H. Medical students can teach communication skills – a mixed methods study of cross-year peer tutoring // BMC Medical Education. 2017. No. 17. P. 103. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12909-017-0939-7
31. Salmon H., Alsoliman B. To «MOOC» or Not to «MOOC»: Contributors to the successful implementation of MOOC in countries of the GCC // International Research in Education. 2019. Vol. 7, No. 1. P. 34–52. DOI: http://dx.doi.org/10.5296/ire.v7i1.14235
32. Sultan N. Reflective thoughts on the potential and challenges of wearable technology for healthcare provision and medical education // International Journal of Information Management. 2015. No. 35 (5). P. 521–6. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2015.04.010