ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, цифровые игры, временные представления, старшие дошкольники с легкой умственной отсталостью

Аннотация

Постановка проблемы. В настоящее время отмечается тенденция цифровизации образовательной практики, в том числе и на уровне дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что обусловливает актуальность разработки цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР). Данная разработка определяется необходимостью раскрытия дидактического потенциала ЦОР в образовательной деятельности дошкольников.

Цель статьи – раскрытие дидактического потенциала ЦОР в формировании временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.

Методология исследования базируется на теоретических положениях о развивающем обучении, закономерностях психического развития нормального и нарушенного развития ребенка, требованиях нормативно-правовых актов, анализе исследований зарубежных (S. Parsons, K. Guldberg, K. Porayska-Pomsta, J. Marsh, E. Wood, L. Chesworth, B. Nisha, etc.) и отечественных (Н.Н. Глазкова, О.И. Кукушкина, В.Н. Могилева, В.В. Клыпутенко и другие) ученых по применению ЦОР в образовательной практике детей с нормативным развитием и с ОВЗ, в том числе на научных позициях, отражающих необходимость разработки и применения информационных технологий в образовании детей дошкольного возраста (M. Prensky, V. Vangsnes, R. Zevenbergen, S. de Castell, J. Jenson, etc.).

Результаты исследования. В ходе проведенного анализа представлены следующие результаты: раскрыта сущность понятия «временные представления»; охарактеризована структура цифровой игры, выделены положительные стороны применения данных технологий в образовании, исходя из опыта внедрения данных ресурсов как в России, так и западных странах; раскрыт дидактический потенциал ЦОР с его структурными составляющими на основе требований нормативно-правовых актов и закономерностей психического развития старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.

Заключение. Проведенный в ходе исследования анализ позволил раскрыть дидактический потенциал ЦОР для формирования временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, который, в свою очередь, позволяет определить дальнейшие перспективы в разработке ЦОР для данной нозологической группы детей.

Литература

1. Агаева И.Б., Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25682224 (дата обращения: 10.03.2021).
2. Барбул А.Р., Ляшенко А.Н. Особенности временных представлений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Студенческий. 2021. № 6-2 (134). С. 9–12. URL: https://sibac.info/archive/journal/student/6%28134_2%29.pdf#page=10 (дата обращения: 15.03.2021).
3. Белоусова Л.И., Олефиренко Н.В. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 1. С. 586–598. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 01.04.2021).
4. Болгова И.В., Мелентьева Н.Е., Яцуха И.В. и др. Использование информационно-коммуника-ционных технологий в системе деятельности ДОУ // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 2. С. 104–108. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/222/Action222-111751.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
5. Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Формирование медийно-информационной грамотности одаренных детей // Медийно-информационная грамотность современного педагога: матер. Всерос. науч.-практ. конф., Оренбург, 30–31 октября 2018 г. / состав. и науч. ред. О.М. Скибина, И.В. Жилавская. Оренбург: Оренбургская книга, 2018. С. 105–113. URL: http://bespalova1970.netfolio.ru/files/21ee26db-cbcc-4f94-96b8-0eafeea0473f.pdf#page=105 (дата обращения: 05.04.2021).
6. Гаврилова И.В., Запруднова Л.А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1197–1200. URL: https://moluch.ru/archive/114/29876/ (дата обращения: 05.04.2021).
7. Золоткова Е.В., Юрова Е.Ю. Особенности познавательного и личностного развития дошкольника с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 151–154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41581859 (дата обращения: 06.03.2021).
8. Найденова Л.И., Шигина Н.А., Татаринцева Ю.О. и др. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Педагогика. 2011. Т. 12, № 2. С. 52−58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17105185 (дата обращения: 25.03.2021).
9. Степанова Ю.А. Гурьева Т.Н. Цифровые средства и технологии дистанционного образования // Вестник Белого генерала. СПб.: АНО НИЦ «Белый генерал», 2020. № 3. С. 110–116. URL: https://whitegeneral.ru/wp-content/uploads/2020/04/Bulletin_of_the_White_General_3.pdf#page=110 (дата обращения: 15.03.2021).
10. Табакаева И.В., Дамс А.М. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: матер. междун. науч. конф. Горно-Алтайск, 2018. С. 39−42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32842609 (дата обращения: 05.04.2021).
11. Boyle E.A., Hainey T., Connolly T.M., Gray G., Earp J., Ott M., Lim T., Ninaus M., Ribeiro C., Pereira J. An update to the systematic literature review of empirical evidence of the impacts and outcomes of computer games and serious games // Computers & Education. 2016. Is. 94. P. 178–192. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2015.11.003 (дата обращения: 01.04.2021).
12. Castell S. de, Jenson J. OP-ED Serious play // Journal of Curriculum Studies. 2003. Is. 35 (6). P. 649–665. DOI: 10.1080/0022027032000145552
13. Jonassen D.H., Strobel J. Modeling for meaningful learning. In: Hung D., Khine M.S. (eds) Engaged learning with emerging technologies. Dordrecht: Springer, 2006. DOI: https://doi.org/10.1007/1-4020-3669-8_1
14. Marsh J., Wood E., Chesworth L., Nisha B., Nutbrown B., Olney B. Makerspaces in early childhood education: Principles of pedagogy and practice // Mind, Culture, and Activity. 2019. Is. 26 (3). P. 221–233. DOI: https://doi.org/10.1080/10749039.2019.1655651
15. Nolan J., McBride M. Beyond gamification: reconceptualizing game-based learning in early childhood environments // Information, Communication & Society. 2014. Is. 17 (5). P. 594–608. DOI: 10.1080/1369118X.2013.808365
16. Parsons S., Guldberg K., Porayska-Pomsta K., Lee R. Digital stories as a method for evidence-based practice and knowledge co-creation in technology-enhanced learning for children with autism // International Journal of Research & Method in Education. 2015. Is. 38 (3). P. 247–271. DOI: 10.1080/1743727X.2015.1019852 (дата обращения: 17.03.2021).
17. Prensky M. The games generation: How learners have changed. In: Digital game-based learning (Ch. 02, p. 1–26). New York: McGraw-Hill, 2001. Retrieved June 24, 2005. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
18. Vangsnes V., Økland N.T.G., Krumsvik R. Computer games in pre-school settings: Didactical challenges when commercial educational computer games are implemented in kindergartens // Computers & Education, 2012. Is. 58 (4). P. 1138–1148. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.12.018. (дата обращения: 05.04.2021).
19. Zevenbergen R. Digital natives come to preschool: Implications for early childhood practice // Contemporary Issues in Early Childhood. 2007. Is. 8 (1). P. 19–29. DOI: 10.2304/ciec.2007.8.1.19
Опубликован
2021-06-25
Как цитировать
B., A., & A., B. (2021). ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 5-17. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-267