ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО КОНТЕНТА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АВТОМОБИЛИСТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
Проблема и цель. Быстро совершенствующиеся, легко доступные, продуманные и надежные цифровые технологии способствуют преобразованиям всех сфер жизни, в том числе и системы образования [Цифровая..., 2020]. В планируемых результатах реализации федерального проекта «Современная школа»1 обозначено обновление содержания и технологии преподавания общеобразовательных программ, в том числе в профессиональных образовательных организациях до конца 2024 г. Активное использование интерактивных рабочих листов математического содержания, которые способствуют активизации не только мыслительной и познавательной деятельности, но и развитию коммуникативной компетенции студентов среднего профессионального образования, актуально. Это требует от преподавателя математики более глубокого понимания самого понятия визуализации учебного контента, освоения новых программных инструментов для их создания и внедрения в процесс обучения. Средствами визуализации могут быть не просто таблицы, схемы, презентации, учебные фильмы, рабочие тетради с печатной основой, но и интерактивные, мультимедийные, созданные на образовательных платформах рабочие листы, доступ к которым может быть с любого смартфона, планшета, компьютера в любой момент времени при наличии доступа к ним. Это индивидуализирует процесс обучения и способствует развитию навыков коммуникации будущих специалистов среднего звена, ведь рынок труда предъявляет выпускнику среднего профессионального образования все новые и новые требования, что создает определенное отношение к набору профессиональных компетенций.
Цель статьи – определить основания необходимости визуализации учебного материала математического содержания, структуры и инструментов их создания и применения в образовательном процессе.
Методологию исследования составили: принцип системного квантования и принцип когнитивной визуа-лизации.
Результаты исследования: выявлена и обоснована необходимость визуализации учебного материала, применяемого на уроках математики в колледже; представлена структура рабочих листов; предложены инструменты для разработки и использования интерактивных рабочих листов на уроках математики, стимулирующие развитие коммуникативных взаимодействий.
Заключение. В статье определяются технологии визуализации учебного контента как условия развития коммуникативных компетенций студентов в процессе обучения математике. Выявлена и обоснована структура рабочего листа, опробированы цифровые инструменты для их создания и использования на уроках математики в очном и дистанционном формате.
Литература
2. Далингер В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 143 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19992282 (дата обращения: 17.10.2021).
3. Де Корте Э. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в. // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 8–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-perspektivy-obucheniya (дата обращения: 25.10.2021).
4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 190 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30032895&
(дата обращения: 30.09.2021).
5. Ижденева И.В. Развитие ассоциативного мышления студентов при изучении математических и информатических дисциплин // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (30). С. 153–157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23099061
(дата обращения: 17.10.2021).
6. Калиниченко А.В. Интерактивные электронные дидактические средства с когнитивной визуализацией // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т. 17, № 2. С. 359–364. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye (дата обращения: 14.09.2021).
7. Левачев П.А. Особенности мышления и научного познания в современном мироустройстве // Интеграция образования. 2005. № 1–2. С. 84–89 (дата обращения: 21.11.2021).
8. Леднев В.С. Системный подход в педагогике // Метафизика. 2014. № 4 (14). С. 39–51. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34059532 (дата обращения: 15.10.2021).
9. Леонтьев А.Н. О внимании и наглядности // Избранные психололгические труды: в 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 134–135. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/34.php (дата обращения: 30.09.2021).
10. Миренкова Е.В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71). С. 115–130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochiy-list-kak-sredstvo (дата обращения: 15.09.2021).
11. Пак Н.И. Информационный подход и электронные средства обучения: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23057620& (дата обращения: 17.10.2021).
12. Погребнова А.Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 4А. C. 230–246. URL: https://goo.su/boF (дата обращения: 15.11.2021).
13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. URL: https://clck.ru/YygvB (дата обращения: 15.11.2021).
14. Судаков К.В. Системокванты – основа голографического построения живых существ // Вестник Международной академии наук. 2007. № 2. С. 5–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemokvanty (дата обращения: 30.11.2021).
15. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 81–85. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/syrina
(дата обращения: 07.10.2021).
16. Уваров А.Ю., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования // Серия коллективных монографий: Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. 2019. С. 149–151.
URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf
(дата обращения: 29.10.2021).
17. Файзуллина С. Роль рабочего листа в управлении учением // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 6–7 (50). С. 94–96. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=41454377 (дата обращения: 17.10.2021).
18. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А.Ю. Уваров; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с. (Современная аналитика образования. № 16 (46)). URL: 418228715.pdf (hse.ru) (дата обращения: 29.10.2021).
19. Черкасова Л.В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 14.
DOI: 10.26105/SSPU.2019
20. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0157/2_0157-6.shtml (дата обращения: 16.10.2021).
21. Чошанов М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. 2013. № 3. URL: https://readera.org/e-didaktika-novyj-vzgljad-na-teoriju-obuchenija-v-jepohu-cifrovyh-tehnologij-14062503
(дата обращения: 16.10.2021).
22. Jonassen D.H., Beissner K., Yacci M.A. Structural knowledge: Techniques for conveying, assessing, and acquiring structural knowledge. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1993.
URL: http://richarddagan.com/cogmap.php (дата обращения: 16.10.2021).
23. Berezovskaya I.P., Shipunova O.D. Reverse side of multimedia pedagogics: clip thinking // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Is. 6 (6). P. 277–280 (дата обращения: 24.11.2021).