ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

  • Selezneva Natalia T. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Belaya Anastasia A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Gruzintsev Alexander V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: личность, социальная активность, сетевые коммуникации, виртуальное пространство, самосознание, мотивы достижения успеха, жизненная позиция саморазвития субъктности, жизненное пространство.

Аннотация

Проблема и цель. Повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся решается посредством совершенствования методов форм и средств формирования субъекта профессиональной деятельности, готового успешно решать профессиональные задачи. Статья посвящена проблеме влияния сетевых коммуникаций на личность обучающихся в качестве средства развития способности самообразования и саморазвития личности. Цель статьипредставление результатов анализа научной литературы, результатов эмпирического исследования, позволяющих выделить сущности, характеристики и показатели влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения, определение позитивных и негативных тенденций этого влияния в контексте психолого-социального аспекта субъектно-развивающего подхода.

Методологическую основу составили труды о личности (К.А. Абульханова), толерантности к неопределенности у преподавателей и студентов (Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов), принятии личностью жизненного решения (А.И. Санников), о жизнеспособности личности (Н.Т. Селезнева, Н.В. Рубленко, Т.Ю. Тодышева), представлении цифрового общества как социокультурного феномена (Г.Н. Сергеева), процессах цифровизации современного образования (В.С. Агапов, А.М. Балыкина), которые позволили определить методологические основы исследования качественного содержания влияния сетевых коммуникаций на личность в процессе обучения. Основанием для выбора методов исследования явилось понимание сложности структуры личности, многогранности ее проявления в реальной действительности и виртуальном пространстве учебно-профессиональной деятельности.

Методы исследования. В рамках данного исследования были использованы следующие методики: 1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП» (В.И. Моросанова). 2. Опросник рефлексивности (А.В. Карпов). 3. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.А. Синявский, Б.А. Федоришин). 4. Ценностный опросник (Ш. Шварц). 5. Тест «Мотивация достижения успеха» (Т. Элерс). 6. Анкета «Сов-ременные социальные ценности» (Н.Т. Селезнева).

Результаты исследования позволяют выделить влияние сетевых коммуникаций на рефлексивные, регуляторные, мотивационные механизмы самосознания личности, которые детерминируют саморазвитие личности, продуктивное ее выражение в реальной действительности и виртуальном пространстве. Малопродуктивная реализация личности возможна при отсутствии в ее сознании целостности жизненного пространства.

Заключение. Активные пользователи сетевых коммуникаций – молодые люди, обучающиеся в вузах и колледжах, в сознании которых сформированы представления событийности – отношений целостного жизненного пространства. Они проявляют готовность и способность к саморазвитию качественных характеристик, смысложизненных ориентаций, представлений о себе как субъекте жизненной динамики, обладающем свободой выбора, своевременной оценкой жизненных проблемных ситуаций, самоорганизацией при построении учебно-профессиональной деятельности. Пользователи сетевых коммуникаций, которые не выражают субъектности, нуждаются в психологической поддержке на протяжении всего процесса организации учебно-профессиональной деятельности.

Авторский вклад заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, определении и обосновании методов исследования, обработке и анализе результатов влияния сетевых коммуникаций на личность. В процессе эмпирических исследований нами были определены проявления субъектности личности активных пользователей сетевых коммуникаций, если в их сознании сформированы представления событийности – отношений целостного жизненного пространства – и они имеют высокий, умеренный уровни мотива достижения успеха.

Литература

1. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 6–22.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22648309_58358743.pdf
2. Абульханова К.А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 40–53. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20283564_22800118.pdf
3. Абульханова К.А. Мировоззренческие чувства личности // Институт психологии российской академии наук. Человек и мир. 2017. № 2. С. 66–99.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36675113_13522164.pdf
4. Абульханова К.А. Сознание личности как жизненная способность // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 30–36. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11663342_57784707.pdf
5. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сознание личности как проблема. Ч. I // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2019. № 4. С. 8–23. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41597094_71915872.pdf
6. Абульханова К.А., Славская А.Н. Сознание личности как проблема. Ч. III // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Философские науки. 2020. № 4. С. 23–32. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44549370_96250588.pdf
7. Агапов В.С. Акмеологическое становление Я-коцепции руководителя. М.: РАГС, 2009. 208 с. URL: http://www.bookin.org.ru/book/936000
8. Агапов В.С., Балыкина А.М. Проблемы информатизации современного образования // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. ст. (Елец, 27 ноября 2019 г.). М., 2019. С. 34–39. URL: http://eletsrosnou.ru/processy-cifrovizacii-v-sovremennom-sociume-tendencii-i-perspektivy-razvitiya/
9. Бочавер А.А. Исследование жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 5. С. 54–62.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11035965_80537392.pdf
10. Бобылева Н.Ю. Интегральная психология: история и современность // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 9. С. 79–83. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46669564_56138131.pdf
11. Гнездилова Н.А. Информационные технологии в системе высшего профессионального образования // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. ст. (Елец, 27 ноября 2019 г.) М., 2019. С. 56–60. URL: https://studopedia.net/13_54505_glava--tehnologii-obucheniya-v-sisteme-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html/
12. Дикая Л.Г. Социальная психология труда на новом этапе развития: методолого-теоретические основания и эмпирические исследования // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 2. С. 5–22. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17713167_36907937.pdf
13. Журавлев А.Л. Глобальная психология и глобалистика: попытка науковедческого анализа // Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов Российской академии наук Всерос. науч. конф. с международным участием. 2019. С. 214–236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41367906
14. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Толерантность к неопределенности и креативность у преподавателей и студентов // Вопросы психологии 2012. № 2. С. 117–126.
URL: https://istina.msu.ru/publications/article/509955/
15. Морозова И.С., Коломеец Л.А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 112–114. URL: http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/11/
16. Селезнева Н.Т., Белая А.А. О субъектно-профессиональных позициях будущих психологов в вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/69PSMN520.pdf
17. Селезнева Н.Т., Грузинцев А.В. Социальная ответственность профессиональной деятельности людей с повышенными потребностями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 4 (29) С. 359–362. DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0085
18. Сергеева Г.Н. Цифровое общество как социокультурный феномен// Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. сб. ст. (Елец, 27 ноября 2019 г.) М., 2019. С. 7–11. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41404242_70847451.pdf
19. Ball L.J., Evans J.St. B.T., Dennis I., Ormerod T.C. Problem-solving strategies and expertise in engineering design. In: Thinking and Reasoning. 1997. P. 247–270. URL: https://www.nap.edu/read/13362/chapter/9
20. Gilboa I. Making Better Decisions. Decisions Theory in Practice. Ma: John Wiley & Sons, 2011. 232 p.
URL: http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9781444328141/making-better-decisions-decision-theory-in-practice
21. Eysenck M.W., Kean M.T. Cognitive Psychology. A Student’s Handbook. N.Y.: Psychology Press, 2005. 646 p.
URL: https://psyknoter.com/bachelor-psykologi-noter/kognitionspsykologi-noter/litteratur/kapitler/
Опубликован
2021-12-30
Как цитировать
T., S., A., B., & V., G. (2021). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 58(4), 44-53. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-302