ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Аннотация
Проблема и цель. В статье обобщен опыт автора по внедрению и широкому использованию методов дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19. Обоснованы плюсы и минусы дистанционного обучения, рассмотрены проблемы, возникающие на так называемой «удаленке» и частично дистанционном обучении. Медицинское образование, как никакое другое, претерпевает серьезные изменения в период пандемии. Особые сложности создают невозможность присутствия студентов на клинических базах, большинство из которых перепрофилировано под новую коронавирусную инфекцию, и отсутствие привычной для преподавания больничной среды, обеспечивающей обучающимся прямой контакт с пациентом. Цель статьи – описать особенности использования методик дистанционного обучения студентов-медиков в условиях пандемии COVID-19 и обосновать перспективы их применения в высшей школе.
Методология исследования основана на использовании компетентностного, системно-деятельност-ного и личностно ориентированного подходов к обучению; внедрении интерактивных тренажеров, симуляторов и виртуальных тренажеров на дистанционных платформах. Исследование усвояемости и выживае-мости знаний проводится на основании анализа протоколов выполнения заданий, а также по результатам зачетов и экзаменов.
Результаты исследования. Использование интерактивных методик в практике обучения студентов-медиков показало их высокую эффективность в условиях пандемии. Некоторые из описанных в статье методик успешно использовались и ранее, в доковидную эпоху, другие появились в связи с эпидемиологической ситуацией, но именно их применение не дало развиться коллапсу в образовании, продвинуло обучающие способности преподавателей и приблизило образование к современному восприятию обучающихся.
Заключение. Предложенные в статье методики и формы обучения, нововведения, безусловно, направлены на повышение качества подготовки будущих медиков в условиях дистанционного обучения.
Литература
2. Верещагина Т.Д., Дьячук П.П., Перегудова И.П., Шадрин И.В. Динамические интерактивные обучающие тесты-тренажеры идентификации элементов структуры анатомических объектов // Современные проблемы науки и образования = Modern problems of science and education. 2018. № 12. С. 18–27.
3. Голованова Ю.В. Проблемы и области решения дистанционно-модульного образования в системе высшей школы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 3 (32). С. 298–302.
4. Дьячук П.П., Бажин Д.С., Грицков М.К., Каталбаева Ш.С. Влияние глубины памяти на эффективность учебной деятельности обучающихся решению задач // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 148–152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099060 (дата обращения: 15.01.2022).
5. Дьячук П.П., Шадрин И.В., Дьячук П.П., Перегудова И.П. Динамические адаптивные тесты идентификации структуры анатомических объктов // Информатика и образование. 2018. № 7 (296). С. 51–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32627011 (дата обращения: 15.01.2022).
6. Круглякова Л.В., Нарышкина С.В., Сулима М.В. Дистанционные технологии обучения в медицинском вузе // Амурский медицинский журнал. 2018. № 1–2 (20–21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-obucheniya-v-meditsinskom-vuze (дата обращения: 15.01.2022).
7. Маммаев С.Н., Ахмедов Д.Р. Роль дистанционного образования и профессиональных медицинских обществ в непрерывном образовании врачей // Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе: матер. I Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 192–195.
8. Овчинников Ю.Д., Прокопчук Ю.А. Биомеханика движений в скандинавской ходьбе // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biomehanika-dvizheniy-v-skandinavskoy-hodbe (дата обращения: 15.01.2022).
9. Пегов В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трех семилетий. Обзор научных исследований: монография. Смоленск: СГАФКСТ, 2013.
10. Пирайнен Е.В., Царева С.И. Дистанционное образование как инновационная форма высшего образования // Информация – Коммуникация – Общество. 2016. Т. 1. С. 133–136.
11. Ткаченко П.В., Белоусова Н.И., Петрова Е.В. Опыт дистанционного преподавания нормальной физиологии в условиях коронавирусной инфекции // Педагогика и психология. 2021. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt (дата обращения: 15.01.2022).
12. Харченко А.В., Литвинова Е.С. Оценка организации дистанционного образования студентами // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-organizatsii-distantsionnogo-obrazovaniya-studentami (дата обращения: 15.01.2022).
13. Черкашина И.И., Никулина С.Ю., Верещагина Т.Д. Образовательные технологии в педагогическом процессе на кафедре факультетской терапии Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском и фармакологическом образовании. Сер.: Вузовская педагогика. Красноярск: Краснояр. гос. мед. ун-т, 2021. С. 158–161.
14. Cotrus A., Stanciu C. A study on dynamic assessment techniques, as a method of obtaining a high level of learning potential, untapped by conventional assessment. In: ScienceDirect 5th World Conference on Educational Sciences – WCES 2013. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.622
15. Dyachuk P.P., Dyachuk (Jr.) P.P., Shadrin I.V., Peregudovа I.P. Dynamic adaptive tests of identification of the structure of anatomical objects // Informatics and Education. 2018. Is. 7. P. 51–56 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-7-51-56
16. Lidz C.S., Elliott J.G. Dynamic assessment: Prevailing models and applications. Amsterdam: Elsevier, 2014.
17. Sternberg R.J., Grigorenko E.L. Dynamic testing: The nature and measurement of learning potential. New York: Cambridge University Press, 2002.
18. Wu H.M., Kuo B.C., Yang J.M. Evaluating knowledge structure based on adaptive testing algorithms and system development // Educational Technology & Society. 2012. № 15 (2). P. 73–88.