ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ В ШКОЛЕ
Аннотация
Проблема и цель. В статье исследуется взаимосвязь между благополучием семьи и различными формами насилия над ребенком в школе (психологического, физического, сексуального). В исследовании участвовали 227 подростков (131 девочка, 96 мальчиков) в возрасте от 11 до 18 лет. Хотя в массовом сознании благополучие обычно связывают с наличием у ребенка обоих родителей, данные ставят это утверждение под сомнение. Большую роль играет семейная обстановка: наличие у членов семьи алкогольной или наркозависимости, крики, драки, угрозы. Цель статьи – предоставление результатов эмпирического исследования, позволяющих выделить взаимосвязь между семейной обстановкой и уровнем насилия, с которым ребенок сталкивается в школе.
Методы исследования. В рамках данного исследования был использован опросник ICAST-C (International child abuse screening tool – children version).
Результаты. Дети из неблагополучных семей в 2–6 раз чаще (в зависимости от вида и формы насилия) страдают от насилия в школе, чем дети из благополучных семей. Это может быть связано с тем, что дети переносят в школу закрепленные в семье модели поведения и социальные роли.
Заключение. По данным нашего исследования, до половины всех детей подвергаются насилию в школе и дома. Насилие в школе в целом в 2–3 раза более распространено среди детей из неблагополучных семей. Зачастую педагоги и родители рассматривают физические наказания как необходимое и эффективное средство контроля детского поведения. Не редки в школе и случаи психологического насилия, такие как оскорбления, распространение слухов, издевательства, крики. Можно выделить ряд факторов, провоцирующих школьное насилие: функционирование школы напрямую зависит от экономических, политических, социальных, культурных традиций и тенденций развития общества; наличие в школе авторитарно-директивного стиля управления; общий психоэмоциональный фон школы характеризуется высоким уровнем тревожности и учителей, и учеников.
Указанные причины, несомненно, вносят значительный вклад в проблему школьного насилия, при этом школьное насилие обусловлено особенностями семьи и семейных отношений ребенка. Модели насильственного поведения, несомненно, формируются в семье, а затем переносятся в школьную ситуацию, в отношения среди детей.
Литература
2. Берталанфи Л.Ф. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем: сб. переводов / под ред. В.В. Садовского, Э. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23–82.
3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 263 с.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
5. Возможности использования опросника ICAST-C в условиях российской действительности / Е.Н. Волкова [и др.] // Научное мнение. 2012. № 12. С. 115–122.
6. Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия в России с по-мощью ретроспективного опросника молодежи // Социальная психология и общество. 2021. Т 12, № 2. С. 166–182.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2011. 176 с.
8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 122 с.
9. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 256 с.
10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации: учеб. пособие для вузов. СПб.: Речь, 2004. 153 с.
11. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей: монография. М.: Центр социальной педагогики, 1996. 218 с.
12. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики (изд. 3-е, испр. и доп.). М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 208 с.
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
14. Bacchini E., Esposito G., Affuso G. School experience and school bullying // Journal of Community & Applied Social Psychology. 2009. Vol. 19. P. 17–32.
15. Baldry A. Bullying in schools and exposure to domestic violence // Child Abuse & Neglect. 2003. Vol. 27 (7). P. 713–732.
16. Baldry A.C., Farrington D.P. Brief report: Types of bullying among Italian school children // Journal of Adolescence. 1999. Vol. 22 (3). P. 423–426.
17. Barboza G.E. et al. Individual characteristics and the multiple contexts of adolescent bullying: An ecological perspective // Journal of Youth and Adolescence. 2009. Vol. 38. P. 101–121.
18. Due P., Holstein B., Lynch J.E. Bullying and symptoms among school-aged children: international comparative cross sectional study in 28 countries // European Journal of Public Health. 2005. Vol. 15 (2). P. 128–132.
19. Espelage D.L., Swearer S.M. A social-ecological model for bullying prevention and intervention: Understanding the impact of adults in the social ecology of youngsters. In: В.S. Jimerson, S. Swearer, & E.D. (Eds.), Handbook of bullying in schools: An international perspective. New York: Routledge, 2010. P. 61–72.
20. Espelage D.L., Rao M.A., de la Rue L. Current research on school-based bullying: A social-ecological perspective // Journal of Social Distress and the Homeless. 2013. Vol. 22 (1). P. 21–27.
21. Ferguson C.J., San Miguel C., Hartley R.D. A multivariate analysis of youth violence and aggression: The influence of family, peers, depression, and media violence // The Journal of Pediatrics. 2009. Vol. 155 (6). P. 904–908.
22. Pepler D. et al. Developmental trajectories of bullying and associated factors // Child Development. 2008. Vol. 79 (2). P. 325–338.
23. Valkenburg P., Peter J. Online communication among adolescents: an integrated model of its attraction, opportunities, and risks // Journal of Adolescent Health. 2011. № 48 (2). P. 121–7.
24. Ybarra M., Mitchell K., Korchmaros J. National trends in exposure to and experiences of violence on the Internet among children // Pediatrics. 2011. Vol. 128. P. 1376–1386.