АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ И АДАПТАЦИОННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы преодоления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей в профессии педагогов образовательных организаций. Выделяется проблема, обусловленная несоответствием требований к результатам подготовки молодых педагогов и их способностью преодолевать профессиональные дефициты и адаптационные трудности в профессии.
Цель статьи – выявить и обосновать содержательную и технологическую компоненты в подготовке студентов – будущих педагогов для решения обозначенных проблем в условиях действующих образовательных стандартов.
Методология исследования основывается на компетентностном и деятельностном подходах к обучению, нормативных документах в сфере высшего образования, научно-исследовательских работах зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, опыте обучения студентов различных направлений подготовки; разработке диагностического инструментария для выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагогов в профессии и определении способов их преодоления.
Результаты. На основе деятельностного и компетентностного подходов сформулированы основные положения по решению проблемы преодоления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагогами в профессии.
Заключение. Предложенная в статье авторская концепция выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и поиск путей преодоления адаптационных трудностей педагогов в профессии могут быть реализованы в процессе профессиональной деятельности. Результатом реализации может стать использование специального диагностического инструментария для выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагогов, разработанного с учетом новых требований, предъявляемых к подготовке учителя, на основе следующих принципов: цифровизация образования, описание результатов освоения в формате компетенций, проектирование учебной деятельности, творческой инновационности образовательного процесса, соответствие требованиям и уровню профессиональной подготовки педагогов, – а также в определении способов преодоления данных профессиональных дефицитов и трудностей.
Литература
URL: https://moluch.ru/archive/366/82214/ (дата обращения: 25.05.2022).
2. Джибладзе И.А. Особенности процесса профессиональной адаптации молодых педагогов // Форум молодых ученых. 2019. № 11 (39). С. 132–136.
3. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. Т. 31. С. 76–80.
4. Жуина Д.В., Лобанова Н.А. Особенности адаптации молодых педагогов к профессии (на примере Республики Мордовия) // Psychological Sciences / Мордовский гос. пед. ун-т. им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2020. № 06 (96).
5. Козырева О.А. Профессиональные деформации педагогов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья // Современная наука. 2013. № 11–12. С. 41–42.
URL:http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13–11 (дата обращения: 20.04.2015).
6. Кошиев З.М. Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии // Молодой ученый. 2021. № 47 (389). С. 55–61.
URL:https://moluch.ru/archive/389/85550/
(дата обращения: 12.04.2022).
7. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
8. Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1750–1752.
URL:https://moluch.ru/archive/91/19881/ (дата обращения: 25.05.2022).
9. Маркова А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя // Школа и производство. М.: Наука, 1988. № 12. С. 6–9.
10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с.
11. Олексюк З.Я., Боброва В.В. Профессиональные деструкции у педагогов-дефектологов. 2013.
URL:http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/141.pdf.
(дата обращения: 04.05.2015).
12. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 256–260.
13. Петунин О.В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1.
URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=24061 (дата обращения: 05.04.2022).
14. Смирнова С.В., Киселева А.К. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3 (32). С. 29–34.
15. Фролов А.Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2006. № 9 (2). С. 265–276.
URL: http://elibrary.lt/resursai/Uzsienio20leidiniai/IEEE
16. Хаустова А.И. Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 40 (174). С. 81–83.
URL: https://moluch.ru/archive/174/45875/ (дата обращения: 31.03.2022).
17. Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Григоренко О.В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. № 23 (6). С. 43–83. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83
18. Янова М.Г., Адольф В.А., Янов В.В. Реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. 84 с.
19. Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist’s personality // Modern Research of Social Problems. 2012. No. 1 (09).