ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема необходимости моделирования цифровой образовательной среды, что определяется сразу несколькими аспектами, которые можно выделить в качестве трендов последних двух лет. Основной тренд – это развитие форм образования, вынужденный переход на дистанционное обучение, в том числе и в общеобразовательной школе. Если ранее дистанционное образование было широко распространено в высших учебных заведениях, образовательных организациях профессионального образования, то в последние годы вошло и в общеобразовательную школу. В статье выявлена необходимость моделирования цифровой образовательной среды на основе использования облачных сервисов.
Актуальность темы и необходимость ее развития, разработки, корректировки практикой позволяют говорить о недостаточности разработок на тему моделирования цифровой образовательной среды школы.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение открытых статистических и социологических исследований, опыта работы с педагогами образовательной организации в период противоковидных ограничений, научных работ отечественных и зарубежных специалистов в сфере управления образовательной организацией.
Результаты. На основе деятельностного и компетентностного подходов обоснована необходимость подготовки кадрового потенциала образовательной организации для работы в условиях развития цифровой образовательной среды.
Заключение. Представленная в статье модель цифрового пространства образовательной организации не претендует на законченность, основная идея моделирования – это необходимость развития организационных, технических, технологических, человеческих, социальных, педагогических условий для адаптации образовательной среды к условиям внешней среды, факторам риска. Предлагаемый проект модели образовательной цифровой среды школы предполагает групповое взаимодействие, высокий уровень компетенций в сфере проектирования, в сфере ИКТ, в сфере обучения и воспитания
Литература
2. Бондаренко Н.Г. Научные знания и проблема истины в контексте современной теории познания // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7 (146). С. 468–469.
3. Гончар Л.В. Особенности преподавания иностранных языков в цифровом образовательном пространстве // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: матер. IХ Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 65-летнему юбилею филиала, Воронеж, 31 марта 2021 г. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 626–628.
4. Дашковская О. Испытание дистантом: как прошли его дети, родители и педагоги? // Вести образования. 2021. 27 окт. [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru (дата обращения 29.06.2022).
5. Николаев С.В. Глобальная цифровизация и необходимость долгосрочного прогнозирования // Будущее экономики России: роль цифросферы. Вызовы, угрозы, решения: монография / под науч. ред. И.М. Братищева. 2-е изд. СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2022. С. 312–335.
6. Пашкова Н.В., Колесникова А.В. Специфика индивидуального познания // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности, Москва, 04 июля 2022 г.. М.: ИРОК / АЛЕФ, 2022. С. 162–166.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». СПС Гарант [Электронный ресурс].
URL: https://base.garant.ru/73335976/?ysclid=l4zq92bxun660585522 (дата обращения: 15.06.2022).
8. Саяпина Н.Н. Инновации в образовании как актуальная проблема современной школы // Инновации и рискологическая компетентность педагога: сб. науч. тр. Шестнадцатой Междунар. заоч. науч.-метод. конф.: в 2 ч. Саратов, 13 марта 2019 г., Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 203–206.
9. Сметанников А.А. К вопросу об организации контроля в образовательной организации // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: матер. V Междунар. студ. науч.-практ. конф., Тверь, 01 марта 2021 г. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2022. С. 10–16.
10. Федоров В.А., Третьякова Н.В. Основы научного поиска: практико-ориентированное учеб. пособие / Министерство просвещения Российской Федерации. Екатеринбург: Рос. гос. профес.-пед. ун-т, 2022. 123 с.
11. Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. К вопросу об использовании цифровых коммуникационных систем в современном образовательном пространстве // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. 2021. № 2 (20). С. 169–172.
12. Центр экономики непрерывного образования / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/ceno (дата обращения: 20.06.2022).
13. Широканов Д.И., Буслова М.К. Роль понятийно-категориальных структур в научных исследованиях // Общественные и гуманитарные науки: матер. 86-й науч.-техн. конф. профес.-препод. состава, науч. сотруд. и аспирантов (с международным участием), Минск, 31 января – 1 февраля 2022 г. / отв. за изд. И.В. Войтов. Минск: Белорус. гос. технолог. ун-т, 2022. С. 89–93.
14. Яшин С.Н., Иванова О.Е. Современные подходы к менеджменту образовательной организации в условиях рыночной экономики // Актуальные проблемы управления: сб. науч. ст. по итогам VIII Всерос. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 16 ноября 2021 г. / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2022. С. 160–164.
15. Adzhemov A.S., Shestakov V.V., Manonina I.V. Technical and methodological problems of formation of the educational space of digital university // Informatics and Education. 2020. No. 3 (312). P. 62–70.
16. Albizu M., Estensoro M., Franco S. Vocational education and training and knowledge intensive business services: A promising relationship in the digital era // Foresight and STI Governance. 2022. Is. 16 (2). P. 65–78. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.65.78
17. Durczak K., Gnusowski M., Ławrynowicz M. Obstacles to digital innovation in KIBS – The case of law firms in Poland // Foresight and STI Governance. 2021. Is. 16 (1). P. 54–67. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.1.54.67
18. Kim J.-S., Kang J. Exploring the top-priority innovation types and their reasons // Foresight and STI Governance. 2022. Is. 16 (3). P. 6–16. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.3.6.16
19. Kononiuk A., Sacio-Szymańska A., Ollenburg S., Trivelli L. Teaching foresight and futures literacy and its integration into university curriculum // Foresight and STI Governance. 2021. Is. 15 (3). P. 105–121. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.3.105.121
20. Largo González C. Digital space as physical space: an interpretation of the Instagram cultural landscape // Human Being: Image and Essence. Humanitarian Aspects. 2021. No. 1 (45). P. 78–84.
21. Miles I., Belousova V., Chichkanov N., Krayushkina Zh. The impact of the coronacrisis on KIBS sector // Foresight and STI Governance. 2021. Is. 15 (1). 6–18. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.1.6.18
22. Pereira R., Bianchi I.S., da Silva Araújo V.M. Multi-framework implementation of the problem management process // Foresight and STI Governance. 2021. Is. 15 (3). P. 94–104. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.3.94.104
23. Pishnyak A., Khalina N. Perception of new technologies: Constructing an innovation openness index // Foresight and STI Governance. 2021. Is. 15 (1). P. 39–54. DOI: 10.17323/2500-2597.2021.1.39.54
24. Walter S., Lee J.D. How susceptible are skills to obsolescence? A task-based perspective of human capital depreciation // Foresight and STI Governance. 2022. Is. 16 (2). P. 32–41. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.32.41
25. Zavyalova E., Sokolov D., Kucherov D., Lisovskaya A. The digitalization of human resource management: Present and future // Foresight and STI Governance. 2022. Is. 16 (2). P. 42–51. DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.42.51