ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО И КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ» У РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Ключевые слова: готовность к изменениям, руководитель, ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, организационные изменения.

Аннотация

Постановка проблемы. В условиях глобальных угроз и неопределенности «готовность к изменениям» становится не только важной личностной характеристикой и компетенцией руководителя, но и ключевым фактором успешной реализации организационных преобразований и конкурентоспособности предприятия [Наумцева, 2016; Лухманова, 2019]. Сформированность всех компонентов данной компетенции: ценностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, поведенческого и рефлексивного – является необходимым ресурсом для осуществления процессов реформирования, инновационных нововведений или успешной адаптации предприятия в условиях постоянно меняющегося социально-экономического контекста. В связи с этим к набору важных компетентностных характеристик современного управленца относятся способность и готовность к применению инновативных подходов и технологий как в организации собственного индивидуального стиля деятельности, так и в оптимизации всех направлений деятельности предприятия [Кириллов, Гордиевских, 2015]. Такие способности в рамках управленческой компетентности формируются благодаря когнитивному и мотивационно-смысловому аспектам в рамках системного новообразования «готовность к изменениям». Поэтому важно рассмотреть суть данных компонентов и обосновать их влияние на эффективность изменений как внутриличностного, так и организационного характера. Цель исследования –

конкретизировать поведенческие индикаторы сформированности ценностно-мотивационного и когнитивного аспектов готовности к изменениям и обсудить особенности ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов компетенции «готовность к изменениям» у руководителей.

Цель статьи – конкретизировать поведенческие индикаторы сформированности ценностно-моти-вационного и когнитивного аспектов готовности к изменениям и обсудить особенности ценностно-моти-вационного и когнитивного компонентов компетенции «готовность к изменениям» у руководителей.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общая теория установки (Д.Н. Узнадзе), субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, К.К. Платонов и др.), компетентностный подход (Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), интегративный подход (М.И. Фаерман), компетентностный подход в управлении инновационными изменениями (Т.А. Терехова), инновационный подход (Л.А. Журавлев), психологическая готовность к инновациям (С.Р. Яголковский, О.В. Советова, М.И. Килошенко, Э.В. Иванова, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева), работы, посвященные психологическим проблемам и механизмам формирования готовности к деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Р.Д. Санжаева, О.В. Махова).

В исследовании приняли участие 150 сотрудников группы компаний сферы ИТ/Телеком, Красноярск. Для диагностики применялись Калифорнийский личностный опросник (CPI), опросник ценностей Шварца. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков.

Результаты. Основными результатами исследования являются описанные особенности формирования ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов компетенции «готовность к изменениям» в категориях топ-менеджмент, средний менеджмент и специалисты. Отмечено, что для развития компетенции «готовность к изменениям» у руководителей необходимо работать с такими ценностями, как стимуляция и самостоятельность, которые активизируют внутреннюю мотивацию творчества и стремление к новизне как на личностном уровне, так и на уровне корпоративной среды. Когнитивный компонент у специалистов, руководителей среднего уровня и топ-менеджеров развит достаточно неплохо, что говорит, с одной стороны, о подборе персонала в соответствии с установленными требованиями к должности, а с другой – о развитии профессиональных компетенций в процессе выполнения рабочих задач. Однако у руководителей среднего уровня и топ-менеджеров шкала «гибкость» (Fx) требует развития, тогда как для специалистов в рамках их регламентированной деятельности в этом нет необходимости.

Заключение. Одним из психолого-педагогических условий развития компетенции «готовность к изменениям» у руководителей является разработка и реализация программы корпоративного обучения, способствующей развитию как отдельных компонентов компетенции «готовность к изменениям», так и компетенции в целом.

Литература

1. Барабаш Н.Д. Развитие управленческих компетенций руководителей малого бизнеса // Перспективы развития Российского государства и общества в современных условиях: матер. междунар. науч.-практ. конф. магистрантов, Саратов, 12 декабря 2014 г. / ред. кол.: В.Л. Чепляев и др. Саратов: Поволж. ин-т управл. им. П.А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». 2015. С. 163–165. URL: https://piu.ranepa.ru/upload/upload_filials/
2. Белоусова С.С. Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению готовности личности к изменениям в психологической науке // Образовательная система: процессы развития современной научной мысли: сб. науч. тр. Казань: СитИвент, 2019. С. 72–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41425283
3. Веселова Л.Д. Психологическая готовность персонала к изменениям как определяющий фактор успешности реализации организационно-управленческих инноваций // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 527–530. URL: https://moluch.ru/archive/336/75127/
4. Графинина Н.А., Тарабрина Н.Е. Практическое руководство по интерпретации результатов CPI. Институт психологии РАН. М., 1988. URL: https://expert-plus.ru/manager/typologicaltest?start=1
5. Гребнев Я.В. Анализ методологических подходов, направленных на преодоление сопротивления персонала организационным изменениям // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 31. С. 57–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodologicheskih
6. Гришаева С.А. Модель управленческих компетенций: социально-психологический аспект // Вестник университета. 2014. № 1. С. 195–199. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-upravlencheskih
7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 c. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?
8. Кириллов А.Г., Гордиевских В.М. Методическая система формирования управленческих компетенций // Науковедение: интернет-журнал. 2015. № 4 (7) С. 1–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya
9. Лухманова Н.А. Управление организационными изменениями // ЭВ. 2019. № 4 (19). С. 29–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-organizatsionnymi-izmeneniyami
10. Наумцева Е.А. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методики // Организационная психология. 2016. № 2. С. 55–74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya
11. Рузикулов Р.Р. Компоненты оценки управленческих компетенций руководителя // МНИЖ. 2022. № 2–3 (116). С. 33–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-otsenki
12. Сорокина А.А. Готовность сотрудников к организационным изменениям как предмет психологического анализа // София: электронный научно-просветительский журнал. 2021. № 2. С. 19–22. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789
13. Сычева С.М. Роль менеджеров в проведении организационных изменений в корпорации // Вестник ГУУ. 2014. № 7. С. 216–223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-menedzherov
14. Терехова Т.А., Трофимова Е.Л. Личностная готовность региональных предпринимателей малого бизнеса к изменениям в контексте субъективной неопределенности // Организационная психология. 2021. Т. 11, № 4. С. 36–57. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-4/550573794.html
15. Уварова И.А. Сафонова М.В. Особенности сформированности компетенции «готовность к изменениям» у руководителей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 2 (60). С. 68–84. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-340
16. Федорова Е.П. Образ жизни и проблема готовности к его изменению: взгляд с позиции системной антропологической психологии // Исследователь/Researcher. 2020. № 4 (32). С. 122–134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhizni-i-problema
17. Халитова И.В. Организационная готовность к изменениям: обзор методологии и практических методик оценки готовности // Государственное управление: электронный вестник. 2013. № 39. С. 152–162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya
18. Чудакова В.П. Реализация программы «Управленческая компетентность руководителей по формированию психологической готовности персонала к инновационной деятельности» – основной ресурс развития инновационной компетентности и конкурентоспособности личности // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2020. № 4. С. 33–91.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-programmy
19. Armenakis A.A., Fredenberger W.B. Organizational change readiness practices of business turnaround change agents // Knowledge and Process Management. 1997. Vol. 4. Р. 143–152. DOI: 10.1002/(SICI)1099-1441(199709)4:3<143::AID-KPM93>3.0.CO;2-7
20. Dym B., Huson H. Leveraging organizational readiness for change // System Thinker. 2004. No 9. P. 2–6.
URL: https://thesystemsthinker.com/leveraging-organizational-readiness-for-change/
21. Holt D.T., Armenakis A.A., Field H.S., Harris S.G. Readiness for organizational change: The systematic development of a scale // Journal of Applied Behavioral Science. 2007. No. 43. Р. 232–255. DOI: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0021886306295295
22. Jansen K.J. The emerging dynamics of change: Resistance, readiness and momentum // Human Resource Planning. 2000. No. 23 (2). P. 53–55. URL: https://www.scirp.org/(S(lz5mqp453edsnp55rrgjct55))
23. Lehman W.E.K., Greener J.M., Simpson D.D. Assessing organizational readiness for change // Journal of Substance Abuse Treatment. 2002. No. 22 (4). Р. 197–209. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12072164/
24. Weiner В.J. A Theory of organizational readiness for change // Implementation Science. 2009. No. 4 (67).
URL: https://implementationscience.biomedcentral.com/articles/10.1186/1748-5908-4-67
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
A., U. (2022). ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО И КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ «ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ» У РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 169-182. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-377