СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
Аннотация
Проблема и цель. Современные геополитические вызовы, сказываясь на международном обмене знаниями и инновационными технологиями, формируют потребность России в интенсивном развитии отечественного интеллектуального капитала и ускорении процесса получения нового научного знания для достижения технологического суверенитета. Данные процессы обусловливают актуальность исследований, посвященных сущности такого феномена, как понятие «научно-исследовательская компетентность». Цель статьи – выделение основных подходов к определению сущности понятия «научно-исследовательская компетентность» в педагогической науке по итогам теоретического анализа работ отечественных и зарубежных ученых.
Методологию исследования составляет компетентностный подход (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, В.П. Медведев и др.). Методами исследования являются анализ и обобщение отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных определению сущности понятия «научно-исследовательская компетентность».
Результаты. За последние 20 лет в педагогической науке сложился ряд подходов к рассмотрению научно-исследовательской компетентности: системный, деятельностный, ценностно-деятельностный, аксио-логический, процессуально-технологический, компетентностный, синергетический. В изученной нами зарубежной литературе научно-исследовательская компетентность в основном рассматривается как совокупность навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности. Кроме того, понятие «научно-исследовательская компетентность», по мнению зарубежных ученых, тесно переплетается с феноменом исследовательской грамотности, которая представляет собой совокупность компетенций, связанных с когнитивной деятельностью субъекта.
Заключение. Многообразие подходов к определению и содержанию научно-исследовательской компетентности, возникшее в отечественной и зарубежной науке за последние 20 лет, способствует всестороннему рассмотрению данного феномена. Вместе с развитием общества, современными тенденциями к цифровизации, технологизации и развитию сетевого взаимодействия университетов и иных организаций возникает необходимость к пересмотру компонентов научно-исследовательской компетентности. Это обусловливает актуальность и необходимость дальнейших исследований, направленных на выявление и обоснование критериальных характеристик и методик развития научно-исследовательской компетентности студентов университета.
Литература
2. Белова Е.Н. Непрерывное профессиональное образование для инновационной России: проблемы и перспективы развития // Развитие непрерывного образования: матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 5-летию Института дополнительного образования и повышения квалификации. Красноярск, 2010. С. 17–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24731834 (дата обращения: 20.12.2022).
3. Белова Е.Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой само-обучающейся организации // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 65–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27279183 (дата обращения: 18.12.2022).
4. Белова Е.Н. Управление развитием интеллектуального капитала сетевой самообучающейся организации университета // European Social Science Journal. 2014. № 5, т. 2. С. 56–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22077366 (дата обращения: 21.12.2022).
5. Боровикова Т.В., Васильева Е.В. Компетентностная модель профессионального развития педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 41–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnaya (дата обращения: 17.02.2023).
6. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. 2009. № 3. С. 86–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13002560 (дата обращения: 17.02.2023).
7. Голубь Л.А. Исследовательская деятельность и исследовательская компетентность как две категории педагогики. Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2008. 74 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20101323 (дата обращения: 24.12.2022).
8. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21611467 (дата обращения: 20.12.2022).
9. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. Т. 10, № 3. С. 361–365. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy (дата обращения: 17.02.2023).
10. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2002. 384 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29973827 (дата обращения: 17.02.2023).
11. Медведев В.П., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9933110 (дата обращения: 29.12.2022).
12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений, обучающ. по направ. 050100 «Педагогическое образование». М.: Академия, 2011. 607 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005024634 (дата обращения: 20.01.2023).
13. Ульянина О.А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 135–147. DOI: 10.17759/psyedu.2018100212
14. Химичева С.А. Межкультурная коммуникация в современном высшем образовании при изучении иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 136–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18020655 (дата обращения: 20.01.2023).
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21696541 (дата обращения: 28.12.2022).
16. Arellano E.R., Lourdes N.M., Cherry T.N. Assessing undergraduate research competence: Readiness for research-oriented jobs // LCCB Development Education Journal of Multidisciplinary Research. 2012. No. 1 (2). P. 92–116. URL: https://www.researchgate.net/publication/270453941 (дата обращения: 17.02.2023).
17. Best J. W. Research in Education. New Delhi: Prentice – Hall of India Private Limited. 1981. 795 p. URL: https://www.academia.edu/5382594/Research (дата обращения: 17.02.2023).
18. Brookhart S.M. Educational assessment knowledge and skills for teachers // Educational Measurement: Issues and Practice. 2011. No. 30 (1). P. 3–12. DOI: 10.1111/j.1745-3992.2010.00195.x
19. Burgoyne L.N., O’Flynn S., Boylan G.B. Undergraduate medical research: the student perspective // Medical Education Online. 2010. No. 15. URL: https://www.researchgate.net/profile/Louise-Burgoyne (access date: 04.12.2022).
20. Duangkamol T., Udompong L., Wongwanich S. Causal model of research competency via scientific literacy of teacher and student // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 16. P. 1581–1586. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.438
21. Groß O.J., Wolf R., Schladitz S., Wirtz M. Assessment of educational research literacy in higher education: Construct validation of the factorial structure of an assessment instrument comparing different treatments of omitted responses // Journal for Educational Research Online. 2017. No. 9. P. 37–68. DOI: 10.25656/01:14896
22. Groth R.E. Toward a conceptualization of statistical knowledge for teaching // Journal for Research in Mathematics Education. 2007. No. 38 (5). P. 427–437. URL:https://www.researchgate.net/publication/232553705 (access date: 17.02.2023).
23. Hart J. Interdisciplinary project-based learning as a means of developing employability skills in undergraduate science degree programs // Teach. Learn. Grad. Employab. 2019. No. 10. P. 50–66. DOI: 10.21153/jtlge2019vol10no2art827
24. Muthuswamy P., Vanitha R., Suganthan C., Ramesh P.S. A study on attitude towards research among the doctoral Students // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2017. No. 8 (11). P. 811–823. URL: https://iaeme.com/Home/article (access date: 17.02.2023).
25. Oluwaseyi E.A., Opeyem E.A., Marcus O.A. Research competence of postgraduate students in library schools in South-West, Nigeria // Library Philosophy and Practice (e-journal). 2022. URL: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/7181/ (дата обращения: 04.12.2022).
26. Saunders M.V., Jamieson L.M. Contextual framework for developing research competence: Piloting a validated classroom model // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2020. No. 20 (3). DOI: https://doi.org/10.14434/josotl.v20i3.24487
27. Schweizer K., Steinwascher M., Moosbrugger H., Reiss S. The structure of research methodology competency in higher education and the role of teaching teams and course temporal distance // Learning and Instruction. 2011. Vol. 21 (1). P. 68–76. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2009.11.002
28. Showman A., Cat L.A., Cook J., Holloway N., Wittman T. Five essential skills for every undergraduate researcher // CUR Quarterly. 2013. No. 33 (3). P. 16–20. URL: https://www.cur.org/assets/1/7/333Spring13Showman16-20.pdf (access date: 04.12.2022).
29. Vieno K., Rogers A., Campbell N. Broadening the definition of ‘research skills’ to enhance students’ competence across undergraduate and Master’s programs // Education Sciences. 2022. No. 12. P. 642. DOI: 10.3390/educsci12100642