ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Ilyin Andrey S. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: организация воспитательной работы, инклюзивное образование, готовность учителя к работе в условиях инклюзии, система воспитательных мероприятий.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема организации воспитательной деятельности в условиях инклюзии. Проанализированы данные исследования готовности учителя к работе в условиях инклюзии.

Цель статьи – выявить особенности организации воспитательной работы учителем в условиях инклюзии.

Методологию исследования составляют компетентностный и системно-диагностический подходы. Использованы методы сравнительного анализа выдвижения гипотез, опроса, сопоставления данных.

Результаты. Выявлена проблема принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья участниками образовательных отношений и предложены пути ее решения в воспитательной деятельности. Анализ результатов исследования позволил выявить особенности и пути преодоления учителем затруднений в области организации воспитательной деятельности в условиях инклюзии.

Заключение. Предложенные в статье авторский опросник и интерпретация результатов опроса учителей позволили определить пути решения выявленной проблемы посредством организации системы воспитательных событий, направленных на формирование ценностей всех участников образовательных отношений (гуманизм, уважение, доброта и другие нравственные качества) и черт характера (толерантность, ответственность, сострадание) и поведенческих установок, связанных с отношением к взаимодействию и восприятию друг другом здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья на основе равноценных партнерских отношений в различных сферах человеческой деятельности.

Литература

1. Абульханова К.А., Баскакова Я.А., Болотова Н.П. и др. Психолого-педагогические проблемы современного социума: монография. М.: МПГУ, 2018. 298 с.
2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога. Избранные труды: в 2 т. Красноярск: Новые компьютерные технологии. 2020. Т. 2. С. 9–15.
3. Александрова А.М., Баранова Е.И. Перспективное планирование процесса воспитания в школе и классе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. 134 с.
4. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 136–145. DOI: 10.17759/pse.2016210112
5. Зверев С.М., Леонтович А.В., Рябцев В.К. и др. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи: монография / под ред. В.К. Рябцева. М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. 487 с.
6. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 6. С. 5–9.
7. Ильина Н.Ф. Критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Педагогика. 2012. № 7. С. 80–86.
8. Ильина Н.Ф. Учитель: новый профессионализм как ресурс развития региона // Новое образование для устойчивого развития Енисейской Сибири: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2022. С. 145–150.
9. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с.
10. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общ. ред. Н.Н. Малофеева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.
11. Кудинов С.С., Кудинов С.И. Самореализация личности с ограниченными возможностями здоровья в сетевом образовательном пространстве // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию: сб. матер. конф. / Психолог. ин-т Российской академии образования. М., 2021. С. 49–53.
12. Курочкина И.А., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая готовность педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Системная интеграция в здравоохранении. 2022 № 3 (56). С. 94–100.
13. Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4. С. 77–87.
14. Ромм Т.А. Научно-методическое сопровождение внедрения программы воспитания // Воспитание как стратегический национальный приоритет: междунар. науч.-образ. форум. Екатеринбург, 2021. С. 39–42.
15. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 1–14. DOI: 10.17759/psyedu.2019110301
16. Сергеева Т.А. Партнерское сотрудничество в условиях инклюзивного образования // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2018. № 1 (7). С. 14–19.
17. Соловьева Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: монография. М.: МПГУ, 2018. 160 с.
18. Фуряева Т.В. Проблема интеграции/инклюзии в психолого-педагогических исследованиях ученых Германии (середина ХХ – начало ХХI в.) // Современная зарубежная психология. 2018. № 1, т. 7, С. 7–18. DOI: 10.17759/jmfp.20180701102
19. Аhrbeck B. Inklusion: Eine Kritik (Brennpunkt Schule). Stuttgart: Kohlhammer, 2016. 160 p. URL: https://www.amazon.de/Inklusion-Eine-Kritik-Brennpunktchule
20. Darun M.R., Palm D., Athinarayanan R. [et al.] The learning factory – a new stimulus to enhance international collaboration // Procedia Manufacturing: 9th Conference on Learning Factories. 2019. No. 31. Р. 290–295.
21. Gasmi H., Bouras A. Ontology-based education/industry collaboration system // IEEE Access. 2018. Vol. 6. P. 1362–1371.
22. Grigorieva N.A., Lazurenko S.B., Solovyova T.A. Models of inclusive education for children with disabilities in international practice: Historical experience and current trends. In: Arinushkina A.A., Korobeynikov I.A. (eds) Education of Children with Special Needs. Springer, Cham, 2022. DOI: 10.1007/978-3-031-13646-7_32
23. Heimlich U. Zwischen Inklusion und Exklusion. Armmut und soziale Benachteiligung als Herausforderung an die Paedagogik bei Lernschwierigkeiten. Im: Gercke M., Opalinski S., Thonagel T. (Hrsg.) Inklusive Bildung und gesellschaftliche Exklusion. Zusammenhaenge-Widersprueche-Konseqenzen. Wiesbaden. Springer Verlag, 2017. P. 203–217.
24. Mantawy I.M., Rusch C., Ghimire S. [et al.] Bridging the gap between academia and practice: Project-based class for prestressed concrete applications // Education Science. 2019. No. 9. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/3/176 (дата обращения: 05.01.2023).
25. Ye-Lin Y., Prats-Boluda G., García-Casado J. [et al.] Design, application and assessment of activities to work and evaluate multiple cross-curricular skills using project-based learning with large groups in a Master’s Degree in Engineering // Educatio Siglo. 2019. Vol. 37, No. 3. P. 133–162.
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
S., I. (2023). ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 17-24. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/475