ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНИМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Проблема и цель. Креативность является одной из самых значимых компетенций современного человека и включена в образовательные стандарты многих стран мира. Министерством просвещения Российской Федерации запущен проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся»1, в материалы которого вошли исследования креативного мышления как составляющей функциональной грамотности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования2 уже предъявляет требования к формированию функциональной грамотности выпускника начальной школы, способного решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Вопрос формирования всех составляющих функциональной грамотности подрастающего поколения в новых условиях социально-экономического развития России становится важной стратегической проблемой системы образования. Обозначенные целевые ориентиры в системе образования обусловливают необходимость поиска педагогических средств, нацеленных на формирование креативности обучающихся не только во внеучебной, но и в учебной деятельности, в частности в процессе обучения математике.
Цель статьи − выявить дидактический потенциал анимации в формировании креативности младших школьников на уроках математики.
Методология исследования (материалы и методы) основана на теоретических положениях системно-деятельностного подхода в части формирования планируемых образовательных результатов в учебной деятельности; на анализе отечественных и зарубежных подходов к формированию и диагностированию твор-ческого/креативного мышления у обучающихся и его составляющих.
Результаты исследования. Раскрыт дидактический потенциал анимации (мультипликации) в формировании креативности обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики. Выделены технологические особенности формирования исследуемого феномена, отраженные во фрагменте технологической карты урока математики с применением детской анимации (мультипликации) при решении нестандартных задач в начальной школе. Опытно-экспериментальным путем доказана результативность использования анимации (мультипликации) на уроках математики в формировании исследуемого феномена у младших школьников по годам обучения на уровне начального общего образования.
Заключение. Методология проведенного исследования позволила выявить потенциал методики использования детской самодельной анимации на уроках математики в начальной школе. Использование техники перекладки в детской анимации (мультипликации) при решении нестандартных математических задач в формате работы малых групп создает условия для формирования креативности как одной из глобальных компетенций младшего школьника.
Литература
2. Ерегина Ю.П. Традиционные виды анимации и современные технологии. Их синтез в образовательном процессе // Вопросы педагогики. 2020. № 7-2. С. 34–39. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43560537_25263802.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
3. Жукова Е.С., Богоявленская Д.Б. О возможности адекватной оценки креативности по тестам Е.П. Торренса // Личность в пространстве и времени. 2020. № 9. С. 67–77. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44802415_30660836.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
4. Косцова С.А., Гадельшина А.А. Развитие логического мышления младших школьников на основе нестандартных задач во внеурочной деятельности // Colloquium-Journal. 2020. № 1-4 (53). С. 18–19. URL https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42336089_72594277.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
5. Кривенькая М.А. Глобальный доклад ЮНЕСКО «Совместное переосмысление наших перспектив: новый социальный договор в интересах образования» // Этнодиалоги. 2022. № 2 (68). С. 54–58. DOI: 10.37492/ETNO.2022.68.2.006; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49733960_66417214.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
6. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Авдеенко Н.А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50–62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/navyki-xxi-veka-kak-formirovat (дата обращения: 23.01.2023).
7. Позднякова Е.В., Фомина А.В. Открытые задачи как средство развития «soft skills» на уроках математики // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 29–45. DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-3; URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 18.02.2023).
8. Психология одаренности и творчества: монография. СПб., 2017. 288 с. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29885092_31521890.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
9. Ульяновская А.Д. Творческие задания как средство формирования креативного мышления у младших школьников // Annali d'Italia. 2021. № 19-2. С. 48–51. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45784134_41482369.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
10. Чиркова Н.И., Голубева Н.А. Логические задачи как средство развития у младших школьников умения учиться // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского: матер. докл. психолого-педагогических секций региональной университетской науч.-практ. конф., Калуга, 01 февраля – 31 марта 2018 г. Калуга: Калуж. гос. ун-т им. К.Э. Циолковс-кого, 2018. С. 60–64. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38149369_63016946.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
11. Шило Т.Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника // Начальная школа. 2014. № 9. С. 12–15. URL https://elibrary.ru/download/elibrary_23029114_77599923.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
12. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Журнал практического психолога. 2007. № 3. 2007. С. 149–166. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:49319/Source:default (дата обращения: 18.02.2023).
13. Artemenkov S., Joukova E., Bogoyavlenskaya D. Longitudinal study of the creative abilities. In: S. Malykh, & E. Nikulchev (Eds.), Psychology and Education – ICPE 2018 // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. 49. P. 125–131). URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.11.02.14
14. Cordero J.M., Cristóbal V., Santín D. Causal inference on education policies: a survey of empirical studies using PISA, TIMSS and PIRLS // Journal of Economic Surveys. 2017. Vol. 32, No 3. P. 878–915. DOI: 10.1111/joes.12217; URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/76295/3/MPRA_paper_76295.pdf (access date: 18.02.2023).
15. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. 1950. Is. 5 (9). P. 444–454. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1037/h0063487 (access date: 24.01.2023).
16. Horng R.Yu., Wang Ch.W., Yen Yu.Ja. The nature of technological imagination and creativity: cognitive task analysis. In: Proceedings of the 16th European Congress on Psychology, Moscow, July 02–05, 2019. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2019. P. 1464. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41292950_75978066.pdf (access date: 18.02.2023).
17. Lucas B., Claxton G., Spencer E. Progression in student creativity in school: First steps towards new forms of formative assessments // OECD Education Working Papers. 2013. No. 86. Paris: OECD Publishing, Paris. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/progression-in-student (access date: 23.01.2023).
18. Williams K.J.H., Lee K.E., Williams N.S.G. Conceptualizing creativity benefits of nature experience: Attention restoration and mind wandering as complementary processes // Journal of Environmental Psychology. 2018. Vol. 59. P. 36–45. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2018.08.005