ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ УРОВНЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Ключевые слова: лексический минимум, русский язык как иностранный, вокабуляр, отбор лексики, тест, лексические единицы.

Аннотация

Проблема. Ввиду постоянно изменяющихся реалий вопрос обновления лексического минимума стоит достаточно остро, т.к. лексический минимум является базой для создания учебных материалов и экзаменнационных тестов. Например, имеется мнение, что слова «магнитофон» и «милиция» не являются необходимыми для включения в лексический минимум элементарного уровня владения русским языком как иностранным, что приводит преподавателей к мысли об исключении данных лексических единиц из списка необходимых. В то время как важные для повседневной коммуникации слова («привет», «пока») должны быть включены в лексический минимум.

Цель статьи – определить перечень рекомендаций и разработать усовершенствованный лексический минимум для элементарного уровня владения русским языком как иностранным.

Методологию исследования составили научные труды, отражающие сущность проблемы составления лексического минимума, государственный стандарт для элементарного уровня владения русским языком как иностранным1, лексический минимум2, а также результаты, полученные при работе с национальным корпусом русского языка3.

Результаты исследования. В статье аргументирована необходимость дополнения лексического минимума, с одной стороны, и исключения ряда лексем – с другой. На основании данных аргументаций разработан обновленный лексический минимум для элементарного уровня владения русским языком как иностранным, который включает в себя 735 единиц.

Заключение. Разработанный лексический минимум позволит создавать учебные материалы, соответствующие современным реалиям, и поможет сделать процесс обучения русскому языку как иностранному более современным.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Андрюшина Н.П. Лексикография в аспекте описания уровней владения русским языком как иностранным // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). С. 294–296.
3. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учеб. пособие для препод. и студ. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2007. 185 с.
4. Власова Е.А., Карпова Е.Л., Ольшевская М.Ю. Лексический минимум по языку специальности: сколько слов достаточно? Разработка принципов минимизации // Вестник НГУ. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 4. С. 63–77. DOI: 10.25205/1818-7935-2019-17-4-63-77
5. Глинкина Л.А. Частотность как значимый регистр лексикографии и фразеологии // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 3 (33). С. 7–11.
6. Гущина Ю.А. Лексический минимум для будущих преподавателей английского языка: опыт создания // Рема. Rhema. 2021. № 4. С. 119–140. DOI: 10.31862/2500-2953-2021-4-119-140
7. Лапошина А.Н., Лебедева М.Ю. Корпусный подход к решению проблемы отбора лексики в обучении РКИ // Русистика. 2021. Т. 19, № 3. С. 331–345.
8. Маркина Е.И., Руис-Соррилья Крусате М. Основные подходы к минимизации лексики в российской и европейской лексикографии // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 3. С. 77–84.
9. Морковкин В.В., Дорогонова И.А. О новом типе лексического минимума современного русского языка // Русский язык за рубежом. 1976. № 2. С. 56–61.
10. Муравьев Н.А., Ольшевская М.Ю. Подходы к составлению лексических минимумов в России и за рубежом: проблемы и перспективы // Вестник НГУ. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 1. С. 78–89.
11. Пирогова Н.Г. К вопросу отбора лексического материала для чтения и аудирования при обучении студентов иностранному языку // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 109–117.
12. Половникова В.И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. М.: Русский язык, 1982. 104 с.
13. Раджкумар Я., Нестерова Е.Г., Верма К.С. Принципы определения лексического минимума для программы обучения русскому языку иностранцев как проблема учебной лексикографии // Вопросы лексикографии. 2017. № 12. С. 106–124.
14. Шаманова М.В. Коммуникативная лексика русского языка в тексте // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5. С. 283–286.
15. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2018. 508 с.
16. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учеб.-метод. пособие для препод. рус. яз. как иностр. 2-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Курсы, 2015. 784 с.
17. Al Ghazali F. Reinforcing students’ collocational competence in EFL classrooms. // International Journal of Bilingual & Multilingual Teachers of English. 2015. Is. 03 (02). P. 105–116. DOI: 10.12785/ijbmte/030205
18. Antle J.B. Teaching collocations. In: N. Sonda & A. Krause (Eds.), JALT 2012 Conference Proceedings. Tokyo: JALT, 2013.
19. Capel A. A1–B2 vocabulary: insights and issues arising from the English Profile Wordlists project // English Profile Journal. 2010. Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1017/S2041536210000048
20. Lewis M. The lexical approach. London: Language Teaching Publication, 1999. 208 p.
21. Łukasik M. Lexical minimum (re) defined // Lingwistyka Stosowana. 2017. No. 3. P. 47–63.
22. Milton J., Alexiou T. Vocabulary size and the Common European Framework of Reference for Languages. In: B. Richards et al. (Eds.), Vocabulary studies in first and second language acquisition. Palgrave, 2009. P. 194–211. DOI: http://doi.org/10.1057/9780230242258
23. Tan Kim Hua, Nurul Aimi Azmi. Collocational competence as a measure of ESL / EF Competency: A Scoping review // 3L: The Southeast Asian Journal of English Language Studies. 2020. Vol. 27 (1). P. 115–128. DOI: http://doi.org/10.17576/3L-2021-2701-09
24. Therova D. The acquisition and development of academic vocabulary: Learners’ perspectives // Journal of Academic Language & Learning. 2021. Vol. 15, No. 1. P. 85–101.
25. Yuldasheva N.N. Lexical based approach in foreign language teaching // Academic Research in Educational Sciences. 2021. No. CSPI conference 2.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lexical (дата обращения: 24.11.2022).
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
V., K., & S., M. (2023). ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ УРОВНЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 70-89. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/479