ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
Аннотация
Проблема и цель. Динамично развивающееся общество актуализирует потребность в создании инновационных образовательных систем, ориентированных на новые подходы к формированию человеческого потенциала. Математика определяет уровень социально-экономического развития. Новые образовательные ориентиры обусловливают проектирование математического образования в общеобразовательных организациях, позволяющее учесть педагогические реалии и социально-экономические перспективы развития общества. Целью исследования является обоснование необходимости проектирования инновационных образовательных систем обучения математике в общеобразовательных организациях и описание результатов исследования, подтверждающего обоснованность выбора в условиях интегративного образовательного пространства обучения математике в качестве инновационной образовательной системы обучения математике.
Методология исследования основана на методологии образования и педагогической деятельности, исследованиях по теории и методологии общего математического образования, нормативных документах, специализированных методических разработках, а также анализе и систематизации имеющегося опыта проектирования образовательных систем. Методологическую базу исследования составили интегративный и системный подходы.
Результаты. Обосновывается актуальная потребность в проектировании математического образования в общеобразовательных организациях как инновационных образовательных систем обучения математике. Уточнено понятие «инновационная образовательная система». Инновационная образовательная система предложена как интегративное образовательное пространство организации математического образования в общеобразовательной организации. Содержательно описанная структурно-функциональная модель интегративного образовательного пространства обучения математике в общеобразовательной организации содержит возможности для конструктивных изменений реализации в различных условиях, что позволяет эффективно организовывать математическое образование.
Заключение. Значимость исследования заключается в возможности создавать разнообразные траектории личностного развития обучающихся с учетом социально-экономического контекста и педагогических реалий, что позволит эффективно решать различные педагогические задачи и обеспечит качественное среднее общее математическое образование в долгосрочной перспективе.
Литература
2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Феномен образовательного пространства // Известия МСАО. Стратегии и тенденции развития образования: прошлое и настоящее. 2004. № 2. С. 35–38.
3. Головлева С.М. Развитие представлений о педагогических системах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 62–77.
4. Давыдова О.И. Педагогическое осмысление понятий «образовательное пространство», «образовательная среда» // Евразийское научное объединение. 2021. № 1-7 (71). С. 515–517.
5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / Ростовский гос. пед. университет. Ростов-на-Дону, РГПУ, 2000. 439 с.
6. Дотоль И.В. Образовательное пространство как условие самореализации личности // Труды Братского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 1. С. 20–22.
7. Ежикова Н.Ю. Инновации и инновационные подходы в педагогической науке // Мир образования – образование в мире. 2019. № 1 (73). С. 154–161.
8. Заир-Бек Е.С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 15–23.
9. Клещева И.В., Степанова Н.Л. Инновации в школьном математическом образовании: проблемы реализации // Научное мнение. 2020. № 1–2. С. 18–24. DOI: https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.1.2.18.24
10. Коркоценко М.Н. Педагогическая инноватика: интегративная модель детерминант современного образования // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 5. С. 176–181.
11. Кузнецова Т.Я. Всероссийский научно-методический семинар «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» в 2019/2020 учебном году // Математика в школе. 2020. № 5. С. 68–71.
12. Липецкая М.И. Образовательное пространство современной школы // Научный аспект. 2020. Т. 11, № 2. С. 1448–1451.
13. Маджуга А.Г., Синицына И.А. Концептуальные основы фрактальной педагогики // Педагогика. 2016. № 2. С. 25–31.
14. Подлипский О.К. Современные тенденции развития образования и математическая подготовка школьников // Вестник Майкопского государственного университета. 2020. № 1 (44). С. 94–102.
15. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: монография. М.: МАК С Пресс, 2014. С. 45.
16. Редько Л.Л., Шумакова А.В., Веселова В.Г. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 282 с.
17. Савенкова Л.Г., Никитина А.Б. Современное понимание проблем интеграции в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4, № 4. С. 50–64.
18. Сагателова Л.С. Диагностический инструментарий оценки уровней математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2022. № 2. С. 20–26. DOI: 10.18323/2221-5662-2022-2-20-26
19. Сагателова Л.С. Проектирование интегративного образовательного пространства обучения математике в общеобразовательной организации // Теория и практика развивающего образования школьников: монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: SIMJET, 2015. § 3.2. С. 174–186.
20. Сагателова Л.С. Среднее математическое образование в современный период: особенности, тенденции, перспективы // PRIMO ASPEKTU. 2022. № 2 (50). С. 49–50. DOI: 10.35211/2500-2635-2022-2-50-49-54
21. Сагателова Л.С. Технология проектирования математического образования в общеобразовательных организациях как образовательных систем инновационного типа // PRIMO ASPECTU. 2020. № 1 (41). Март. C. 83–92. DOI: 10.35211/2500-2635-2020-1-41-83-92
22. Семенова Е.В., Семенов В.И. Современное образовательное пространство: многомерность понятия // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9999 (дата обращения: 25.10.2022).
23. Скопа В.А., Полковникова А.А. Фрактальная педагогика: теоретические аспекты и сущностное понимание // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 309–312. DOI: 10.37386/2687-0576-2021-3-309-312
24. Цыплакова С.А., Гришанова М.Н. Теоретические основы проектирования образовательных систем // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 131–136.
25. Шендрик И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании // Образование и наука. 2000. № 3. С. 74–85.
26. Шепелев А.И. Историко-педагогический анализ развития и внедрения интегративного подхода в образовании // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 10. С. 55–60.
27. Юркина Л.В. Интегративные тенденции как основной вектор модернизации образовательной системы России // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 41–49.
28. Christian Wittmann E. Connecting mathematics and mathematics education. In: Collected Papers on Mathematics Education as a Design Science. Cham: Springer, 2021. 318 р. DOI: 10.1007/978-3-030-61570-3
29. Fatema K.P. Barriers in teaching learning process of mathematics at secondary level: A quest for quality improvement // American Journal of Educational Research. 2015. No. 3 (7). P. 822–831. URL: http://pubs.sciepub.com/education/3/7/5
30. Gal I., Grotlüschen A., Tout D., Kaiser G. Numeracy, adult education, and vulnerable adults: a critical view of a neglected field // ZDM – International Journal on Mathematics Education. 2020. Vol. 52 (3). P. 377–394. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-020-01155-9
31. Leahy S.M., Holland C., Ward F. The digital frontier: Envisioning future technologies impact on the classroom // Futures. 2019. Vol. 113. P. 102422. DOI: https://doi.org/10.1016/j.futures.2019.04.009
32. Thompson P.W. In the absence of meaning. In K. Leatham (Ed.). Vital directions for research in mathematics education. New York: Springer, 2013. P. 57–93. DOI: 10.1007/978-1-4614-6977-3_4