ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МНОГООБРАЗИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются особенности реализации языкового многообразия при обучении студентов в среднем профессиональном образовании Финляндии. Важнейшим условием является формирование навыков общения и взаимодействия на финском, шведском, саамском языках, в основе которого находится коммуникативная компетенция как практическое владение иностранным языком на определенном уровне.
Цель статьи – определить значение реализации языкового многообразия в финском среднем профессиональном образовании для формирования профессиональных и коммуникативных компетенций будущих специалистов и показать особенности и перспективы дальнейшего развития в этой сфере.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение известных работ финских исследователей в данной области, на основе которых выделяются ключевые понятия, а также нормативных актов в сфере образования Финляндии.
Результаты. На основе теоретического анализа определена стратегия реализации языкового многообразия в условиях развития поликультурного образовательного пространства в Финляндии, рассмотрены механизмы реализации применительно к обучению специалистов медицинского профиля, а также отмечены дальнейшие перспективы их совершенствования.
Заключение. В условиях развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий формирование навыков профессионального общения и взаимодействия на нескольких языках посредством реализации тесного сотрудничества между преподавателями профессионального образования и преподавателями языков представляется перспективным направлением дальнейшего развития. Однако такая коллаборация является достаточно новым направлением в финской педагогике и требует дальнейшего изучения и рассмотрения в каждом аспекте отдельно.
Литература
2. Иванова С.В., Иванов О.Б. Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 5. С. 38–51. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-5-38-51
3. Aikio A. An essay on Saami ethnolinguistic prehistory. A Linguistic Map of Prehistoric Northern Europe. Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toimituksia. Mémoires de la Société Finno-Ougrienne. Helsinki. 2012. P. 63–117. URL: https://www.academia.edu/4811760/An (дата обращения: 26.03.2023).
4. Aikio A. An essay on substrate studies and the origin of Saami. Etymologie, Entlehnungen und Entwicklungen: Festschrift für Jorma Koivulehto. Mémoires de la Société Néophilologique de Helsinki. Helsinki. 2004. P. 5–34. URL: https://www.academia.edu/4811770/An_Essay (дата обращения: 26.03.2023).
5. Dejanova T., Seppä M., Arola T., Pakkanen R., Pesola H., Siirilä J. Kielitietoisuusvalmennukset ammatillisessa koulutuksessa – KIELO-hankkeen kokemuksia // Kieli, koulutus ja yhteiskunta. 2020. Vol. 11, No. 2. URL: https://www.kieliverkosto.fi/fi/journals/kieli-koulutus (дата обращения: 26.03.2023).
6. Eiríksdóttir E., Rosvall P. VET Teachers’ Interpretations of Individualisation and Teaching of Skills and Social Order in two Nordic Countries // European Educational Research Journal. 2019. Vol. 18, No. 3. P. 355–375. DOI: 10.1177/1474904119830022
7. Harju-Autti R., Sinkkonen H. Supporting Finnish language learners in basic education: Teachers’ views // International Journal of Multicultural Education. 2020. Vol. 22, No. 1. P. 53–75. DOI: 10.18251/ijme.v22i1.2077
8. Harju-Luukkainen H., Vettenranta J., Wang J. et al. Family related variables effect on later educational outcome: a further geospatial analysis on TIMSS 2015 Finland // Large-scale Assessments in Education. 2020. Vol. 8, No. 3. P. 13. DOI: 10.1186/s40536-020-00081-2
9. Jäppinen T., Nelimarkka B., Yli-Tainio R. Yritystä uralle – Maahanmuuttajat jatko-opintoihin ja työhön toisen ja korkea-asteen yhteishankkeessa // Kieli, koulutus ja yhteiskunta. 2019. Vol. 10. No. 1. URL: https://www.kieliverkosto.fi/fi/journals/kieli (дата обращения: 26.03.2023).
10. Kallunki V., Katajavuori N., Kinnunen P., Anttila H., Tuononen T., Haarala Muhonen A., Pyörälä E., Myyry L. Comparison of voluntary and forced digital leaps in higher education – Teachers’ experiences of the added value of using digital tools in teaching and learning // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 1. P. 26. DOI: 10.1007/s10639-022-11559-7
11. Kangasvieri T. Yhdeksäsluokkalaisten vieraan kielen oppimismotivaatioprofiilien ja arvosanan yhteydet peruskoulun jälkeisiin jatkosuunnitelmiin // Apples: Journal of Applied Language Studies. 2021.
Vol. 15, No. 2. P. 129–150. DOI: 10.47862/apples.107414
12. Laiti O., Frangou S. Social aspects of learning: Sámi people in the circumpolar north // International Journal of Multicultural Education. 2019. Vol. 21, No. 1. P. 5–21. DOI: 10.18251/ijme.v21i1.1728
13. Löfgren S., Ilomäki L., Toom A. Employer views on upper-secondary vocational graduate competences // Journal of Vocational Education Training. 2020. Vol. 72, No. 3. P. 435–460. DOI: 10.1080/13636820.2019.1635633
14. Mikkonen S., Pylväs L., Rintala H., Nokelainen P., Postareff L. Guiding workplace learning in vocational education and training: a literature review // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2017. Vol. 9, No. 9. P. 22. DOI: 10.1186/s40461-017-0053-4
15. Nykänen M., Kurki A., Airila A. Promoting workplace guidance and workplace–school collaboration in vocational training: A mixed methods pilot study // Vocations and Learning. 2022. Vol. 15. P. 317–339. DOI: 10.1007/s12186-022-09289-5
16. Palander M., Kok M., Riionheimo H., Uusitupa M. Language diversification in the Nordic languages // Nordic Journal of Linguistics. 2022. Vol. 45. P. 1–3. DOI: 10.1017/S0332586522000026
17. Preston A., Balaam M., Seedhouse P., Kurhila S., Kotilainen L., Rafiev A., Jackson D., Olivier P. Can a kitchen teach languages? Linking theory and practice in the design of context-aware language learning environments // Smart Learning Environments. 2015. Vol. 2, No. 9. P. 19. DOI: 10.1186/s40561-015-0016-9
18. Rintala H., Nokelainen P. Standing and attractiveness of vocational education and training in Finland: focus on learning environments // Journal of Vocational Education Training. 2020. Vol. 72, No. 2. P. 250–269. DOI: 10.1080/13636820.2020.1744696
19. Rohatgi A., Hatlevik O.E., Björnsson J.K. Supportive climates and science achievement in the Nordic countries: lessons learned from the 2015 PISA study // Large-scale Assessments in Education. 2022. Vol. 10, No. 12. P. 28. DOI: 10.1186/s40536-022-00123-x
20. Sarivaara E., Keskitalo P. The definition and task of mediating Sámi research // International Journal of Research Studies in Education. 2016. Vol. 5, No. 4. P. 59–71. DOI: 10.5861/ijrse.2016.1367
21. Seitamaa A., Hakoköngäs E. Finnish vocational education and training experts’ reflections on multiculturalism in the aftermath of a major reform // Journal of Vocational Education and Training. 2022. P. 21. DOI: 10.1080/13636820.2022.2066559
22. Suomela L. Ensiapua ruotsin kielellä – Svenska nu ja SPR kouluttavat hoitoalan opiskelijoita. Kieli, koulutus ja yhteiskunta. 2019. Vol. 10. No. 4. URL: https://www.kieliverkosto.fi/fi/journals/kieli-koulutus (дата обращения: 26.03.2023).
23. Tomczyk Ł., Costas Jáuregui V., Albuquerque de La Higuera Amato C., Muñoz D., Arteaga M., Sunday Oyelere S., Yaşar Akyar Ö., Porta M. Are teachers techno-optimists or techno-pessimists? A pilot comparative among teachers in Bolivia, Brazil, the Dominican Republic, Ecuador, Finland, Poland, Turkey, and Uruguay. Educ Inf Technol (Dordr). 2021. Vol. 26. P. 2715–2741. DOI: 10.1007/s10639-020-10380-4
24. Van Gaalen A.E.J., Brouwer J., Schönrock Adema J., Bouwkamp Timmer T., Jaarsma A.D.C., Georgiadis J.R. Gamification of health professions education: a systematic review // Advances in Health Sciences Education. 2021. Vol. 26. P. 683–711. DOI: 10.1007/s10459-020-10000-3