РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ

  • Pavlova Anna V. Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева https://orcid.org/0000-0002-8967-7805
Ключевые слова: детско-родительские отношения, корреляционный анализ, методика PARI, методика АСВ, коррекционная программа, групповое обучение, дошкольники, психологическая помощь.

Аннотация

Проблема и цель. Внутрисемейные проблемы: семейные кризисы, несогласованность действий супругов, негативные родительские установки и деструктивный стиль воспитания – оказывают огромное влияние на формирование здоровой личности дошкольников. Целью работы является описание апробации созданной на базе ДОУ авторской программы работы с родителями дошкольников по устранению отклонений в детско-родительских отношениях, корректировке стиля воспитания, повышению качества эмоционального контакта между родителями и детьми.

Методология исследования. Автором предложена собственная коррекционная программа «Семья – единая система» – серия тренингов, лекций и бесед, направленная на улучшение детско-родительского контакта, диагностируемого с помощью методик PARI и AСВ. Было предварительно продиагностировано 137 родителей, затем выделены контрольная (86 человек) и экспериментальная (61 человек) группы, с которыми был проведен тренинг по авторской программе.

Результаты. Предложенная программа показала значительные улучшения нормализации и гармонизации детско-родительских отношений по признакам методики PARI «излишняя концентрация на ребенке», «оптимальный эмоциональный контакт» и «излишняя эмоциональная дистанция». Отмечены позитивная тенденция к самоопределению родителей и их отношению к семейной роли, что говорит об эффективности групповой работы с родителями.

Заключение. Максимальные улучшения наблюдаются по признаку «излишняя концентрация на ребенке» (с 68,9 до 32,8 % по низким оценкам и с 19,7 до 11,5 % – по высоким), успехи отмечены и по признакам: «оптимальный эмоциональный контакт» (с 18,0 до 14,8 % по низким оценкам и с 14,7 до 9,8 % – по высоким) и «излишняя эмоциональная дистанция» (с 36,1 до 32,8 % по низким оценкам и с 13,1 до 11,5 % – по высоким). Показано изменение корреляционных зависимостей и появление новых по результатам тренинга. Изменений в детско-родительском контакте у родителей контрольной группы, не прошедших тренинг, не зафиксировано.

Авторский вклад. Авторская программа прошла успешную апробацию на базе МБДОУ № 174 города Чебоксары и рекомендована педагогам-психологам других детских образовательных учреждений города Чебоксары к внедрению при работе с родителями дошкольников не только по проблемам детско-родительских отношений, но и для повышения самообразования родителей в области воспитания детей, самораскрытия и улучшения качества жизни.

Литература

1. Булатова О.В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1 (32). С. 18–23.
2. Витакер Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000. 432 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2014. 238 с.
4. Дружинин В.Н. Психология о современной семье: результаты исследований // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. С. 3–18.
5. Едиханова Ю.М. Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста // Концепт. 2015. Спецвып. № 12. URL: http://ekoncept.ru/2015/75185.htm
6. Зотова Р.А., Кондратюк О.Е., Цветкова Н.А. Изучение уровня согласованности установок и ролевой адекватности супругов в современных семьях, проживающих в условиях мегаполиса // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 9. С. 197–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie
7. Иванова Н.В., Сухарева М.А. Технологии педагогического дизайна как инструментарий обучения руководителей целеполаганию при планировании деятельности дошкольной образовательной организации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 3. С. 164–175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologi
8. Каменева Т.Н. Институциональные функции семейных ролей: современное состояние и перспективы трансформации // Auditorium: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye
9. Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 71–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-optimalnogo-stilya-roditelskogo-vospitaniya/viewer
10. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. 384 с.
11. Коваленко А.В. Исследование семьи с точки зрения системного подхода // Дискуссия. 2012. № 12 (30). С. 19–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-semi-s-tochki-zreniya-sistemnogo-podhoda/viewer
12. Памфилова С. А. Согласованность семейных ценностей и ролевых установок супругов (гендерный аспект) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1311–1315.
13. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Развитие навыков результативного общения в группах от 40 до 100 человек. М.: Академический проект, 2021. 479 с.
14. Петрушин С.В. Резонансный интеллект. Искусство понимания, управления и гармонии. М.: Академический проект, 2021.
15. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. 384 с.
16. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. 282 с.
17. Славутская Е.В. Психологическое сопровождение учащихся. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2010. 191 с.
18. Славутская Е.В., Вострецова Н.С. Факторный анализ гендерных особенностей эмоциональной сферы и самооценки дошкольников // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 69–73.
19. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 320 с.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
21. Cimon-Paquet C., Tétreault E., Bernier A. Early parent–child relationships and child sleep at school age // Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. Vol. 64. DOI: 10.1016/j.appdev.2019.101057
22. Lavey-Khan S., Reddick D. Painting together: A parent-child dyadic art therapy group // The Arts in Psychotherapy. 2020. Vol. 70. DOI: 10.1016/j.aip.2020.101687
23. Obeldobel C., Kerns K. A literature review of gratitude, parent–child relationships, and well-being in children // Developmental Review. 2021. Vol. 61. DOI: 10.1016/j.dr.2021.100948.
24. Solecki S. The phubbing phenomenon: The impact on parent-child relationships // Journal of Pediatric Nursing. 2021. Vol. 62. P. 211–214. DOI: 10.1016/j.pedn.2021.09.027
25. Zeanah C., Zeanah P. Parent-child relationship assessment in early childhood // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2021. Vol. 60, is. 10. P. 326. DOI: 10.1016/j.jaac.2021.07.796
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
V., P. (2023). РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 145-160. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/502