ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ

  • Zhang Yifan Российский университет дружбы народов
Ключевые слова: гендерные различия, половые различия, пол, психология пола, половая идентичность.

Аннотация

Постановка проблемы.В статье проведен анализ гендерных различий в сфере образования в Китайской Народной Республике. Стиль обучения является одним из факторов индивидуальных различий учащихся, и это своего рода целостное, стойкое и персонализированное сознание, которое учащиеся проявляют в обучении, когнитивных методах и обработке информации.

Проблема половых различий активно дискутируется и изучается в зарубежной психологии с 1957 г. В российской психологии исследования, посвященные половым различиям, восходят к трудам Б.Г. Ананьева и его учеников. При этом лишь в последнее время исследования российских психологов в данной области активизировались. Для китайских студентов стало серьезной проблемой выбрать ту или иную форму образовательной познавательной деятельности с гендерной точки зрения [Балыхина, Чжао Юйцзян, 2009; Там же, 2010]. Данная статья посвящена изучению стиля учебно-познавательной деятельности студентов мужского и женского пола.

Цель исследования – выявить, какие гендерные предпочтения существуют у китайских студентов в выборе стиля учебной познавательной деятельности.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных концепций по проблеме гендерной психологии (В.А. Геодакян, И.С. Клецина), а также практического отечественного опыта. В работе использовался метод теоретического анализа и обобщения научной литературы, посвященной исследованию гендерных различий студентов, стилей образовательной деятельности, а также исследованию менталитета китайских студентов.

Результаты исследования. Выявлены гендерные тенденции в отношении стиля образовательной деятельности. Выявленные гендерные предпочтения могут быть связаны с социальными ожиданиями, которые возлагаются на мужчин и женщин в китайском обществе. Эти результаты будут полезны для преподавателей, которые могут приспособить свой стиль обучения к предпочтениям студентов.

Литература

1. Багина В.А., Боровкова О.А., Понимасов О.Е., Николаев С.В. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 4 (122). С. 218–222. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-studentami-fizkulturnogo-vuza-proyavleniy-agressii (дата обращения: 05.06.2023).
2. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 16–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13919171 (дата обращения: 05.06.2023).
3. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: монография. 2-е изд. М., 2010. 344 с.
4. Бильданова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у «одиноких» и «не одиноких» студентов // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. № 9-1. С. 19−26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-agressii-i-agressivnosti-u-odinokih-i-ne-odinokih-studentov (дата обращения: 13.06.2023).
5. Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012. № 1. С. 31−34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mentaliteta-kitayskih-studentov (дата обращения: 05.06.2023).
6. Гроголева О.Ю., Чупикова О.А. Взаимосвязь социально-психологических характеристик прощения как феномена межличностного общения с агрессией: гендерный аспект // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2021. № 1. С. 4–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz (дата обращения: 05.06.2023).
7. Жуйтин Янь, Федотова Н.Л. Модель смешанного обучения китайских студентов русскому языку // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 3. С. 145–154. DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-13
8. Крипс Г., Кон И.С., Пушкарева Н.Л. и др. Проблемы и перспективы развития гендерных исследований в бывшем СССР: обсуждение темы «Трансформируя академию» // Гендерные исследования. 2000. № 5 (2). С. 8−43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21823649 (дата обращения: 05.06.2023).
9. Резников Е.Н. Психологические особенности китайского этноса // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. 2008. № 4. С. 14–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-kitayskogo-etnosa (дата обращения: 05.06.2023).
10. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке: монография. СПб., 2000. 233 с. URL: https://elib.spbstu.ru/dl/1721.pdf/download/1721.pdf (дата обращения: 05.06.2023).
11. Тань Я. Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 288−291. URL: https://moluch.ru/archive/151/42833/ (дата обращения: 14.06.2023).
12. Тертицкий К.М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире: монография. М.: ИСАА при МГУ, 1994. 347 с.
13. Фахрутдинова М.Т. Этнопсихологические особенности изучения русского языка как иностранного // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopsihologicheskie-osobennosti-izucheniya (дата обращения: 05.06.2023).
14. Hu J., Peng Y., Chen X., Yu H. Differentiating the learning styles of college students in different disciplines in a college English blended learning setting // PLoS One. 2021. No. 16 (5). P. e0251545. DOI: 10.1371/journal.pone.0251545. PMID: 34014963; PMCID: PMC8139239
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
Yifan, Z. (2023). ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ВЫБОРЕ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 185-192. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/505