КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА ПРИ СОЦИОПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Проблема и цель. Цель статьи – обосновать возможность согласования коммуникативных установок преподавателя и студента в результате социопаремиологического сопровождения образовательной деятельности.
Методологию исследования составляют достижения в паремиологии, связанные с возможностями диаг-ностики коммуникативных установок участников общения, являющихся носителями соответствующего языка и ментальности, с применением русских паремий (пословиц и поговорок).
Результаты исследования. Охарактеризована социопаремиологическая диагностика как метод выявления коммуникативных установок субъектов образовательной деятельности. Обозначены ограничения применения данной диагностики и ее особенности, такие как закрытость вопросов анкеты, кодексность тематического дискурса, заинтересованное отношение респондентов к выполнению заданий анкеты. Анкетирование состоит в соотнесении респондентом паремий с вариантами их смысловой интерпретации, что создает условия для выявления приоритетов речевого поведения. Эффективность применения социопаремиологической диагностики заключается в получении показателей, на основании которых можно судить о приоритетах общения среди педагогической и студенческой аудиторий.
Заключение. Актуализирован потенциал социопаремиологической диагностики коммуникативных норм, связанный с саморазвитием педагогического корпуса в направлении аксиологически согласованного педагогического общения, связанного как с текущими настроениями обучаемых, так и с их глубинными, аксиологически устоявшимися жизненными и коммуникативными приоритетами.
Литература
2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 464 с. URL: https://rusist.info/book/5964190 (дата обращения: 30.10.2023).
3. Дмитриенко В.А., Кочетков М.В., Сперанская А.Н., Сперанский А.В. Паремиологический подход к решению проблемы диагностики коммуникативных приоритетов коллектива обучаемых // Образование в Сибири. 2003. № 1. С. 109–113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45555841 (дата обращения: 30.10.2023).
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе работы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 191 с. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0304/index.shtml (дата обращения: 30.10.2023).
5. Кочетков М.В., Сперанская А.Н., Сперанский А.В. Диагностика коммуникативных норм поведения и ее использование в учебно-воспитательной работе: учеб. пособие для студентов вузов. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2005. 185 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20084782 (дата обращения: 30.10.2023).
6. Кочетков М.В., Сперанская А.Н., Сперанский А.В. Диагностика коммуникативных норм субъектов учебно-воспитательного процесса: учеб. пособие. Красноярск: Ин-т проблем непрерывного образования РАО, 2010. 160 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20119343 (дата обращения: 30.10.2023).
7. Кочетков М.В., Сперанская А.Н., Сперанский А.В. Социопаремиологический подход к диагностическому сопровождению образовательной деятельности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1. С. 120–124. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32728802 (дата обращения: 30.10.2023).
8. Кочетков М.В., Машанова О.Р., Чебочакова Е.С. «Страх перед жизнью» как интегрирующий эмоционально-поведенческий показатель у подростков-сирот и у подростков из благополучных семей // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2019. С. 147–159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41557783&selid=42321427 (дата обращения: 30.10.2023).
9. Кочетков М.В. Теоретико-методологические основания и организационно-педагогические условия развития творческой личности преподавателя и студента: монография / Рос. акад. образования, Сиб. отд-ние. М.: РАО, 2004. 264 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19911408 (дата обращения: 30.10.2023).
10. Луканова Е.В. Враждебность как коммуникативная установка личности: психосемантический аспект // Вестник СПбУ. Социология. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vrazhdebnost-kak-kommunikativnaya (дата обращения: 10.11.2023).
11. Машанова О.Р., Кочетков М.В., Чебочакова Е.С., Акулинина Я.Н. Исследование самосознания подростков, склонных к суициду // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 299–308. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38218381_34403054.pdf (дата обращения: 30.10.2023).
12. Паремиология без границ: монография. М.: РУДН, 2020. 244 с. URL: https://pure.spbu.ru (дата обращения: 30.10.2023).
13. Плющ И.В., Сперанский А.В. Социопаремиологический метод исследования // Методы социологического прикладного исследования. Красноярск, 2007. С. 146–152.
14. Рождественский Ю.В. О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок // Паремиологический сборник. М., 1978. С. 211–230.
15. Смолянинова О.Г. Этнические конфликты и роль медиаторов в поликультурном социуме // Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы II Междунар. конф. Красноярск: Сибир. федер. ун-т, 2020. С. 47–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44811911&sel (дата обращения: 30.10.2023).
16. Сперанская А.Н. Далевский паремикон о речи // Язык и социальная динамика. Красноярск, 2011. Вып. 2. С. 31–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36984082 (дата обращения: 30.10.2023).
17. Шмелева Т.В. Речеведение: в поисках теории // Stylistyka. VI. Opole, 1997. S. 301–313.
18. Gilyazova O.S., Zamoshchansky I.I. Specific features of universal competences of higher education in Russia in the context of competence-based education: conceptual analysis // Perspectives of Science and Education. 2022. Vol. 56, No. 2. P. 77–94. DOI: 10.32744/pse.2022.2.5
19. Kochetkov M.V., Smolyaninova O.G., Speranskaya A.N., Chebotareva Е.М. Activity-Related and Sociocultural Grounds for Foreign Language Education of Adults who Lack Expressed Motivation for Cognitive Activity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. No. 14 (3). Р. 341–350. DOI: 10.17516/1997-1370-0725
20. Kochetkov M.V., Avdeeva E.A. Humanitarian reversing higher education in the Russian Federation in light of the transhumanist challenges // The Philosophical Forum. 2021. Vol. 52, No. 2. P. 103–114. DOI: 10.1111/phil.12288
21. Kochetkov M.V., Kovalevich I.A. Specific Features of Educational and Pedagogical Discourse in the Context of Anthropological Challenges: Socio-Cultural Approach // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 13, No. 2. P. 268–277. DOI: 10.17516/1997-1370-0578
22. Vaganova O.I., Gilyazova O.S., Cileva A.V., Yarygina N.A., Bekirova E.S. Quality management of educational activities in higher education // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, No. 28. P. 74–82. DOI: 10.34069/AI/2020.28.04.9