ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ В ТРАНССПЕКТИВЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

  • Nelyubin Nikolay I. Омский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-5257-7467
Ключевые слова: мышление, ментальное пространство, постнеклассическая психология, психология мышления, предмет, трансспектива.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются предметные представления о мышлении, сложившиеся в рамках различных психологических подходов, а также методологические установки и средства анализа, которые определяли концептуальные границы предметного поля психологии мышления. В обзоре и теоретическом анализе акцентируются проблема инерционного соблюдения традиции строить психологию мышления за рамками жизненной онтологии мыслящего человека и проблема сохранения формально-логических, ситуативно-временных, гипостатических и неомеханистических представлений при описании процессов мышления (мышление как реактивное течение мыслей, как ассоциативный синтез, как умственная деятельность, регулируемая средствами формальной логики и т.п.). Цель статьи – показать, как по мере разворачивания внутренней логики развития психологического познания и усложнения профессионально-психологического мышления эти познавательные установки утрачивают былую актуальность и объяснительный потенциал; как происходит расширение контекста рассмотрения мышления – с искусственно заданной экспериментальной ситуации до многомерного мира человека (ментального пространства), с мыслительной деятельности до самоосуществления и самоорганизации человека в мышлении. Эти тенденции отвечают исследовательским трендам, наметившимся в постнеклассической психологии.

Методологию исследования составляют концептуальный аппарат системной антропологической психологии и ключевой методологический инструмент постнеклассики – трансспективный анализ. С одной стороны, он позволяет реконструировать становление и трансформацию предметной области психологии мышления по мере разворачивания внутренней логики развития психологического познания и усложнения гносеологических установок исследователей. С другой – открывает путь для изучения феномена «длящегося мышления» (экзистенциальной динамики мышления) и способствует расширению исследовательского поиска с предметно-ситуативного плана мышления (который чаще всего учитывается в лабораторном эксперименте) до пространственно-временной организации мышления (хронотопа, в котором сходятся ментальное пространство и экзистенциальное пространство человека).

Результаты. В процессе реконструкции и критического осмысления основных концептуальных представлений о сущности, природе и структуре мыслительного акта, сложившихся в рамках различных подходов, обосновывается необходимость усиления антропологического дискурса и смещения исследовательского фокуса: от операционально-динамических и индивидуально-типологических параметров мыслительного процесса к ценностно-смысловым параметрам мышления и, далее, к экзистенциальным основаниям самоконституирования и аутентификации человека в трансспективе собственного мышления; от оператора мыслительных процессов (деперсонифицированного решателя задач) к субъекту мыслительной деятельности, осуществляемой в культурном контексте, и, далее, к человеку, мыслящему в контексте всей истории его мыследеятельных отношений с миром и с собой, которая в субстанционально-феноменологическом плане оформляется в когитальную идентичность.

Заключение. Описанные в статье векторы трансформации предметного поля психологии мышления позволяют наметить новые направления исследования, которые будут способствовать дальнейшему построению целостной картины становления жизненной онтологии мыслящего человека и обнаружению новых соответствий между операционально-динамическими, ценностно-смысловыми, аффективно-мотивационными и семантическими характеристиками ментального пространства. Это позволит окончательно преодолеть инерционно сохраняющуюся традицию расщеплять и обособлять когнитивный и экзистенциальный опыт человека, понять, как в контексте персональной истории мышления синхронизируются мыслительные акты и экзистенциальные переживания, образуя синтетические хронотопы ментального опыта. Предлагается оригинальная формулировка предмета психологии мышления.

Литература

1. Васильев И.А. Проблема отражения и порождения смыслов в мышлении человека // СПЖ. 2018. № 67. С. 27–43. DOI: 10.17223/17267080/67/3
2. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 679 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982а. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. 488 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982б. Т. 2: Проблемы общей психологии. 504 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. Т. 5: Основы дефектологии. 368 с.
6. Вычислительные машины и мышление: пер. с англ. / под ред. Э. Фейгенбаума, Дж. Фельдмана. М.: Мир, 1967. 552 с.
7. Гершкович В.А., Фаликман М.В. Когнитивная психология в поисках себя // Российский журнал когнитивной науки. 2018. Т. 5, № 4. С. 28–46 [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/338367479.pdf (дата обращения: 12.07.2023).
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психол. проблемы построения учеб. предметов. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
9. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. М.: Прогресс, 1978. 334 с.
10. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 86–235.
11. Зинченко В.П. Наука о мышлении (ч. 1). Психологическая наука и образование. 2002. Т. 7, № 1. С. 5–18 [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2002 (дата обращения: 12.07.2023).
12. Касавин И.Т. Смысл как проблема эпистемологии и науки // Epistemology & Philosophy of Science. 2007. № 3. С. 5–16 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-kak-problema-epistemologii-i-nauki (дата обращения: 12.07.2023).
13. Клочко В.Е. Постнеклассическая трансспектива психологической науки // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 157–164 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postneklassicheskaya-transspektiva-psihologicheskoy-nauki (дата обращения: 12.07.2023).
14. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.
15. Клочко В.Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ // Вестник Московского университета. 2008. Сер. 14: Психология. № 2. С. 87–101 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovaya-teoriya(дата обращения: 12.07.2023).
16. Логинова И.О. Хронотопические характеристики жизненного самоосуществления человека // МНКО. 2009. № 7–2. С. 98–103.
17. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: науч. автобиография / под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1982. 182 с.
18. Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии (Опыт физической метафизики). СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 320 с.
19. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация: Выступления и доклады. СПб.: Лениздат, 2014. 384 с.
20. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: МШПИ, 2000. 416 с
21. Нелюбин Н.И. Пролегомены к системно-антропологической теории мышления // СибСкрипт. 2019. № 1 (77). С. 112–120. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1-112–120
22. Нелюбин Н.И. Теоретико-методологические основания включения концепта «когитальная идентичность» в понятийный аппарат постнеклассической психологии мышления // Сибирский психологический журнал. 2023. № 88. С. 6–20. DOI: 10.17223/17267080/88/1
23. Новые тенденции и перспективы психологической науки / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2019. 640 с.
24. Петухов В.В. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 89 с.
25. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004. 192 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.
27. Славская К.А. Мысль в действии (Психология мышления). М., 1968. 208 с.
28. Тихомиров О.К., Телегина Э.Д., Бабаева Д.Д. «Искусственный интеллект» и психология / отв. ред. О.К. Тихомиров. М.: Наука, 1976. 343 с.
29. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
30. Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926. 384 с.
31. Фаликман М. Исследования мышления в когнитивной психологии [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/56044 (дата обращения: 12.07.2023).
32. Фаликман М. Когнитивная наука: основоположения и перспективы // Логос: философско-литературный журнал 2014. № 1 (97). С. 1–18 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-nauka-osnovopolozheniya-i-perspektivy (дата обращения: 12.07.2023).
33. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. 798 с.
34. Щедровицкий П.Г. Развивающее образование и мыследеятельная педагогика // Первые Чтения памяти В.В. Давыдова. М., 1999. С. 117–129 [Электронный ресурс]. URL: https://shchedrovitskiy.com/razvivajushhee-obrazovanie-i-mysledejatelnaja-pedagogika/ (дата обращения: 12.07.2023).
35. Allan B.A., Shearer B. The scale for existential thinking // International Journal of Studies. 2012. Vol. 31 (1). P. 21–37. DOI: 10.24972/ijts.2012.31.1.21
36. Gardner H. Intelligence reframed: Multiple intelligences for the 21st century. New York, NY: Basic Books, 1999.
37. Sherblom S. Complexity-thinking and social science: Self-organization involving human consciousness // New Ideas in Psychology. 2017. Vol. 47. P. 10–15. DOI: 10.1016/j.newideapsych.2017.03.003
38. Silva M.A. da, Araújo U. The Theory of organizing models of thinking as a tool for the qualitative and microanalytical study of moral identity // Identity. 2023. Vol. 23. P. 1–18. DOI:10.1080/15283488.2023.2218878
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
I., N. (2023). ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ В ТРАНССПЕКТИВЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 66(4), 70-87. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/531