ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ – АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ

Ключевые слова: образовательная платформа, локус контроля, социальная желательность, демонстративность, функционал интернет-коммуникаций, поведенческие реакции, подростковая группа, самооценка, индивидуальность, инструменты общения.

Аннотация

Постановка проблемы. Современные образовательные платформы стали неотъемлемой частью обучения, предоставляя безопасное пространство для коммуникаций и координирования деятельности участников педагогического процесса. Однако в настоящий момент исследованию образовательных платформ уделено недостаточное внимание по причине схожести с социальными продуктами интернет-коммуникаций, что порождает необходимость более детального изучения данного вопроса.

Цель статьи – выявить взаимосвязь между интернет-коммуникациями и проявлениями социального поведения подростков, принадлежащих к группе пользователей с высокой активностью.

Методология исследования основана на научных концепциях, раскрывающих индивидуально-психоло-гические особенности пользователей интернета в работах О.Н. Арестовой, Е.П. Белинской, А.Е. Войскунского, Н.Н. Жоховой, О.В. Смысловой, подходы в изучении природы социального поведения отечественных (Л.С. Выготский, Н.Н. Жохова, Э.Ф. Зеер, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин) и западных (Г. Гетпер, Дж. Роттер) ученых. Для реализации исследования были отобраны следующие методики: опросник цифрового поведения (авторская методика), тест на демонстративность О.С. Посыпановой; шкала социальной желательности Д. Кроун, Д. Марлоу; методика «Кто Я?» М. Куна, усовершенствованная Т.В. Румянцевой, тест на локус контроля Дж. Роттера, анкетный опрос по поведенческим реакциям (авторская методика), анкетирование типичного социального поведения.

В анкетировании принимали участие подростки в возрасте от 15 до 17 лет, которые активно вовлечены в использование приложения Сферум.

Результаты исследования. В статье уделено внимание вопросу предпочтения интернет-коммуникации реальному общению среди подростков и взаимосвязи с маркерами социального поведения с акцентированием на выявленных формах поведения и видах коммуникации.

В данном исследовании, во-первых, были выявлены маркеры социального поведения, наиболее распространенные в подростковой среде, во-вторых, произведен анализ взаимосвязи между выбором функционала образовательной платформы и особенностями социального поведения подростков, а также выявлены характерные черты поведения подростков, активно применяющих интернет-коммуникации на основе образовательной платформы Сферум.

Заключение. Исследование показало, что подростки, активно применяющие интернет-коммуникации, обладают социальной желательностью повышенного уровня и проявляют ярко выраженные поведенческие реакции. Результаты полученного исследования позволяют обеспечивать адресную помощь по проблемам коррекции стратегий поведения, приводящих к нарушению психического состояния подростков, и популяризировать просоциальные шаблоны взаимодействия в онлайн-пространстве.

Литература

1. Белинская Е.П., Прилуцкая П.Ю. Взаимосвязь виртуального социального статуса и личностных особенностей пользователей социальной сети Инстаграм // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2019. № 4. С. 116–130. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-116-130
2. Буслаева Е.Л. Особенности социально-психологических установок подростков, склонных к аддиктивному поведению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 2 (839). С. 170–182. DOI: 10.52070/2500-3488_2021_2_839_170
3. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-i-realnaya-identichnost-sravnitelnoe-issledovanie (дата обращения: 05.01.2024).
4. Жохова Н.Н. Влияние интернет-коммуникаций на социальное поведение: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: матер. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Тольятти, 27–28 ноября 2014 г. Ульяновск: SIMJET, 2014. С. 370–375.
5. Зекерьяев Р.И. Взаимосвязь уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков // Психология человека в образовании. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-urovnya (дата обращения: 11.02.2024).
6. Ильин А.Н. Тенденция к демонстративности в обществе потребления // Известия высших учебных заведений. Социалогия. Экономика. Политика. 2022. № 4 (15). С. 39–51. DOI: 10.31660/1993-1824-2022-4-39-51
7. Ковров В.Ф., Хамитова Р.М. К вопросу о влиянии социальных сетей на поведение молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vliyanii-sotsialnyh-setey-na-povedenie-molodezhi (дата обращения: 02.01.2024).
8. Костяк Т.В. Психологические особенности активных пользователей социальных сетей // Вестник Московского информационно-технологического университета. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-aktivnyh-polzovateley-sotsialnyh-setey (дата обращения: 11.02.2024).
9. Молчанов С.В., Войскунский А.Е., Маркина О.С., Бородина А.С. Особенности когнитивной переработки социальной информации подростками с разным уровнем морального развития // Национальный психологический журнал. 2019. № 4 (36). С. 3–11. DOI: 10.11621/npj.2019.0401
10. Петрова О.А. Понимание демонстративности личности в психолого-педагогических исследованиях // Тенденция развития науки и образования. 2019. № 49 (3). С. 59–61. DOI: 10.18411/lj-04-2019-55
11. Повякель Н.И. Теория социального научения (Дж. Роттер). СПб.: Питер, 2005. 49 с.
12. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. № 3 (12). С. 226–248. DOI: 10.21638/spbu16.2022.301
13. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3 (18). С. 431–450. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
14. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренева А.А., Кошевая А.Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиа-многозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. 2020. № 4 (66). С. 54–69.
15. Abrahams, L., Pancorbo, G., Primi, R., Santos, D., Kyllonen, P., John, O. P., & De Fruyt, F. (2019). Social-emotional skill assessment in children and adolescents: Advances and challenges in personality, clinical, and educational contexts. Psychological Assessment, 31(4), 460–473. URL: https://doi.org/10.1037/pas0000591
16. Al-Hamad, M., Mbaidin, H., AlHamad, A., Alshurideh, M., Kurdi, B., & Al-Hamad, N. (2021). Investigating students’ behavioral intention to use mobile learning in higher education in UAE during Coronavirus-19 pandemic. International Journal of Data and Network Science, 5(3), 321–330. DOI: 10.5267/j.ijdns.2021.6.001
17. Crowne, D.P., & Marlowe, D. (1960). A new scale of social desirability independent of psychopathology. Journal of Consulting Psychology, 24(4), 349–354. DOI: 10.1037/h0047358
18. Ellis, W.E., Dumas, T.M., & Forbes, L.M. (2020). Physically isolated but socially connected: Psychological adjustment and stress among adolescents during the initial COVID-19 crisis. Canadian Journal of Behavioural Science / Revue canadienne des sciences du comportement, 52(3), 177–187. DOI: https://doi.org/10.1037/cbs0000215
19. Khamis, S., Ahmad, M., Ahmad, A., & Ahmad, M.N. (2022). Internet use behaviour model for predicting students’ performance. Expert Systems, 39(8), e12999. DOI: https://doi.org/10.1111/exsy.12999
20. Rotter, J. (1982). The development and applications of social learning theory. New York.
21. Sadovaya, V.V., Korshunova, O.V., & Nauruzbay, Zh.Zh. (2016). Personalized education strategies. Mathematics Education, 11(1), 199–209. DOI: https://doi.org/10.29333/iejme/324
22. Vesely, S., & Klöckner, C.A. (2020). Social desirability in environmental psychology research: three meta-analyses. Frontiers in Psychology, 11, 1395. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01395
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
A., G. (2024). ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ – АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 107-115. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/544