ИМПЕРАТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Постановка проблемы. В ситуации социальных рисков и вызовов важно обеспечить единые требования к результатам подготовки учителя в любом вузе в каждом регионе нашей страны, что определяет необходимость исследовательской работы, направленной на изучение и научно-методическое обоснование единых показателей готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, что составляет основу формирования единого образовательного пространства.
Цель статьи – описание процессов взаимодействия педагогических вузов страны в условиях формирования единого пространства высшего педагогического образования на основе осмысления характеристик единства и многообразия компонентов образовательной системы.
Методология и методы исследования. В работе реализован системный подход к изучению изменений в системе образования в условиях внедрения единых подходов к проектированию программ высшего педагогического образования. Использованы следующие методы: анализ нормативных документов и результатов научных работ по исследуемой проблеме, сравнительный анализ результатов мониторинга реализации «Ядра высшего педагогического образования» в педагогических вузах страны.
Результаты исследования. В работе уточнены понятия единства и многообразия в системе образования как динамические характеристики образовательного пространства. Описаны процессы обновления образовательных программ подготовки педагога (уровень бакалавриата) на основе согласованных в совместной деятельности участников-экспертов единых рамочных подходов и требований к содержанию педагогического образования («Ядро высшего педагогического образования»). Представлены результаты мониторинга реализации единых подходов к проектированию программ в педагогических вузах страны.
Заключение. В условиях реализации единых рамочных подходов к содержанию педагогического образования, единых требований к результатам обучения будущих учителей формируется единое образовательное пространство страны, укрепляется суверенная система российского образования.
Литература
2. Ескенова Г.Т. «Педагогика партнерства» как один из факторов эффективного взаимодействия участников образовательного процесса // /Инновации в образовании (Казахстан). 2022. № 6 (64). С. 8–11. EDN: VEKOJA [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49963531
3. Жук А.И. Анализ современного состояния педагогического образования в Республике Беларусь // Непрерывное педагогическое образование: достижения и перспективы: сб. науч.-метод. статей. Минск: Белорусс. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2022. С. 4–13. EDN: CJTPSA [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/56332
4. Жук А.И., Позняк А.В. Социокультурная миссия педагогического образования в условиях парадигмальных перемен: сущность, функции, механизмы реализации // Педагогика. 2022. Т. 86, № 4. С. 5–13. EDN: JLJOCG. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48490516
5. Жук А.И. Социокультурная миссия педагогического образования в условиях перехода к университету 4.0 // Адукацыя і выхаванне. 2021. № 1(349). – С. 64–69 [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/50852
6. Интервью министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова «Национальная система подготовки педагогических кадров должна стать одной из самых передовых в мире» // Вестник образования. 2021. Июль. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/sergei-kravtsov-natsionalnaia-sistema-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-dolzhna-stat-odnoi-iz-samykh-peredovykh-v-mire
7. Коротков А.М., Спиридонова С.Б., Карпушова О.А., Земляков Д.В. Метод сетевых образовательных проектов // Педагогика. 2023. Т. 87, № 11. С. 65–76. EDN: NVPSKT. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54912888
8. Косарецкий С.Г. Образовательная политика Российской Федерации постсоветского периода в отношении трудностей в обучении и равенства образовательных возможностей // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 5. С. 21–33. DOI: 10.17759/pse.2023280502
9. Лубков А.В. Укреплять национальные традиции и единство: современные тенденции подготовки педагогов // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества: сб. науч. ст. Минск: Белорусс. гос. пед. ун-т им. Максима Танка, 2022. С. 9–13. EDN: HLGTRY. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54284048
10. Медведева Т.Ю., Папуткова Г.А., Головина И.В. Социально-педагогическое партнерство в условиях формирования единого образовательного пространства подготовки учителя // Перспективы науки. 2023. № 9 (168). С. 195–197. EDN: IFATDB. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55191682
11. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профес-сиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4 (37). EDN: WBRWKU. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-1
12. Певзнер М.Н., Петряков П.А. От многообразия педагогических концептов к педагогике и менеджменту многообразия: становление метатеории многообразия в российской педагогической науке // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 3 (15). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3184
13. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Смертин И.В. Педагог в мире многообразия: от плюрализма педагогических идей к единому образовательному пространству // Человек и образование 2023. Вып. 2 (75). C. 34–46. DOI: 10.54884/S181570410027028-5. URL: https://человекиобразование.рф/S181570410027028-5-1
14. Сиренко Ю.С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы // Наука и школа. 2022. № 4. С. 45–50. EDN: SVGNVG. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-45-50
15. Федотова В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации // Вопросы философии. 2011. № 9. С. 45–53. EDN: OEZAHT. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=oezaht&ysclid=lu0uq02373786305024
16. Халадов Х.А.С., Головина И.В., Карпухина А.А. Педагогические вузы – агенты прогрессивных изменений в образовании // Глобальный научный потенциал. 2022. № 10 (139). С. 203–206. EDN: TDDNVT. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49938140
17. Халадов Х.А.С., Головина И.В., Папуткова Г.А. Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 58–67. EDN: GSFVTG. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-58-67
18. Шаулова З.В., Недюрмагомедов Г.Г. Организация обучения студентов бакалавриата на основе рекомендаций «Ядра высшего педагогического образования» // Высшее образование сегодня. 2023. № 5. С. 32–36. EDN: SQNWVQ. DOI: 10.18137/RNU.HET.23.05.P.032
19. Eklof, В., Holmes, L., & Kaplan, V., eds. (2005). Educational Reform in Post-Soviet Russia: Legacies and Prospects. London/New York. URL: https://www.academia.edu/72723066/Educational
20. Schör, S. (2013). Umgang mit Vielfalt. Bad Heilbrunn.
21. Sulaymanova, R.T. (2020). Modernization of pedagogical education in universities. Известия Кыргызской академии образования, 1 (50), 122–126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42311368&ysclid=lu0vowj7pv161753479
22. Thomas, D.A., & Ely, R.J. (1996). Making differences matter: A new paradigm for managing diversity. Harvard Business Review, 74 (5), 79–90. URL: https://hbr.org/1996/09/making-differences-matter-a-new-paradigm-for-managing-diversity
23. Toktomametov, A.D. (2020). Modeling the education system based on national values and innovative technologies in the context of the education Development Strategy of the Kyrgyz Republic (2021–2040). Известия Кыргызской академии образования, 1 (50), 3–9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42311345