РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

  • Gruzdeva Olga V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-2266-3505
  • Borisenok Regina O. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: самосознание, семья, семейная микросреда, родительское отношение, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье представлены результаты эмпирического исследования самосознания детей старшего дошкольного возраста в контексте семейной микросреды. Семья и родители как ближайшее социальное окружение влияют на направленность становления самосознания своего ребенка, что может как способствовать раскрытию потенциала, так и послужить фактором риска к неблагополучию личностного развития в целом и отдельных качеств и черт личности в частности.

Цель статьи – изучить специфику влияния семьи, родительского отношения на сформированность компонентов самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области исследования самосознания детей, в частности [Белопольской, 2011; Марцинковской, 2015; Мухиной, 2012; Столина, 1983; Чесноковой, 2010; Chowbey P, Barley R., 2022; Lee A.R., Park Y.W., Oh J., 2023; и др.].

Результаты исследования. На основе теоретического анализа проблемы и эмпирического исследования выявлены особенности развития структурных звеньев самосознания при разных типах родительского отношения. На основе анализа выявленных дефицитов в развитии самосознания детей разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий по сопровождению семей и родителей.

Заключение. Определена специфика развития структурных звеньев самосознания при разных типах родительского отношения. Предложены рекомендации по развитию самосознания ребенка, в том числе построение системы психолого-педагогического сопровождения.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 2005. 288 с.
2. Ананьева Е.П. Психологическое пространство личности: Социально-психологическое осмысление и развитие понятия // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52) С. 136–141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-prostranstvo (дата обращения: 02.02.2024).
3. Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире. М.: Изд-во Федерального ин-та развития образования, 2012. 87 с.
4. Белова Е.С. Семейная микросреда в восприятии одаренных детей дошкольного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. № 4 (11). С. 62–74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-mikrosreda (дата обращения: 22.01.2024).
5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 1998. 24 с.
6. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания подростков и взрослых (ПВИ-ПВ). Руководство. М.: Когито-Центр, 2011. 73 с.
7. Борисенок Р.О., Груздева О.В. Роль родителей в становлении самосознания детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей дошкольного возраста: матер. Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / Белорусский государственный педагогический университет. 2023. С. 48–50. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/61523 (дата обращения: 11.02.2024).
8. Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения: практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. 128 с.
9. Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 189–197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30554481 (дата обращения: 11.02.2024).
10. Выготский Л.С. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, Сфера, 2003. 119 с.
12. Груздева О.В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 80–87. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=37139594 (дата обращения: 12.02.2024).
13. Комлик Л.Ю. Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 79–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37525955 (дата обращения: 11.02.2024).
14. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
15. Кончаловская М.М. Особенности идентичности детей дошкольного возраста (сравнительный анализ данных, полученных в 2005 и 2014 гг.) // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 77–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23695369 (дата обращения: 11.02.2024).
16. Кудрявцев В.Т. Феномен «развитого детства» в культуре // Возможности и риски цифровой среды: сб. матер. VII Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой). 2019. С. 48–61. URL: https://tovievich.ru/book/deti/10163-vtkudrjavcev-fenomen-razvitogo-detstva-v-kulture.html (дата обращения: 11.02.2024).
17. Мазур Е.Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 86–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sootnosheniya (дата обращения: 12.02.2024).
18. Марцинковская Т.Д. Психическое развитие современного дошкольника – константы и трансформации // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 42–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23695365 (дата обращения: 12.02.2024).
19. Морено Я.Л. Психодрама. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. 521 с.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2012. 656 с.
21. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2014. 256 с.
22. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова), 2005. 227 с.
23. Робин Жан Мари. Гештальттерапия. М.: Изд-во Ин-та общегуманитарных исследований, 2007. 62 с.
24. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
25. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 2010. 111 с.
26. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: Изд-во МОСУ, 2001. 272 с.
27. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Изд-во Питер, 1996. 312с.
28. Chowbey, P, & Barley R. (2022). Building resilience: young children from minority ethnic backgrounds starting school in a multi-ethnic society. British Journal of Sociology of Education, 43 (4), 415–432. DOI: 10.1080/01425692.2022.2030672
29. Lee, A.R., Park, Y. W., & Oh, J. (2023). Investigating the cause-and-effect factors of young children’s smartphone overuse: focusing on the influence of parenting factors. Information. Communication & Society, 26(9), 1756–1772. DOI: 10.1080/1369118X.2022.2027499
30. Pinto, A., Veríssimo, M., Gatinho, A., Santos, A, & Vaughn, B.E. (2015). Direct and indirect relations between parent–child attachments, peer acceptance, and self-esteem for preschool children. Attachment & Human Development, 17 (6), 586–598. DOI: 10.1080/14616734.2015.1093009
31. Soydan, S. B., & Akalin, N. (2022). The moderating effects of a child’s self-regulation skills in the relationship between a child’s temperament and the behaviour of the parents. Early Child Development and Care, 192 (2), 263–277. DOI: 10.1080/03004430.2020.1755666
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
V., G., & O., B. (2024). РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 68(2), 78-88. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/554