СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ, ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Verbianova Olga M. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Ulybina Ekaterina V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Gruzdeva Olga V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: часто болеющий ребенок, длительно болеющий ребенок, соматически ослабленный ребенок, воля, волевые качества личности, самостоятельность, самоконтроль, инициативность, выдержка, целеустремленность, настойчивость, воспитание волевых качеств ребенка дошкольного возраста.

Аннотация

Постановка проблемы и цель. Период дошкольного возраста является необходимым и значимым периодом для начала становления волевого аспекта личности, что предопределяет интерес к изучению этого вопроса. Актуальность изучения развития волевых качеств часто и длительно болеющих детей объясняется увеличением доли соматически больных детей и приобретает особую важность в связи с поиском эффективных способов воспитания этих детей. Данное исследование посвящено изучению системной характеристики развития волевых качеств здоровых и часто и длительно болеющих детей в сравнительном аспекте.

Методологическую основу исследования составили: деятельностный подход, культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теория интериоризации в становлении психических функций.

Использовались теоретические методы исследования, эмпирические методы, методы статистического анализа.

Результаты исследования, обсуждение. Исследование позволило выявить: особенности развития волевых качеств в группе здоровых и группе часто и длительно болеющих детей; динамику развития отдельных качеств; гетерогенность в характере развития отдельных волевых качеств. В статье приводится обсуждение выявленных особенностей в развитии волевых качеств часто и длительно болеющих детей.

Заключение. Результаты позволяют оценить становление волевых качеств у здоровых и соматически больных современных детей дошкольного возраста. Представленные сведения помогают выстроить педагогическую работу по формированию волевых качеств детей-дошкольников и оказать эффективную психолого-педагогическую помощь ребенку и его родителям.

Литература

1. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратовского медуниверситета, 1986. 184 с.
2. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51–56.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20315591_327496
3. Василенко В.Е., Сергуничева Н.А. Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 4 (106). С. 29–48.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41575267_33595559
4. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие волевых проявлений детей дошкольного возраста // Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 7–30.
5. Вербианова О.М. Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6–7 лет // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 129–133.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28839253_44388253
6. Волкова О.В. Психолого-педагогическая коррекция волевого развития старших дошкольников с ослабленным здоровьем // Психология обучения. 2013. № 6. С. 44–61.
7. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1983. Т. 3: Проблема воли и ее развития в детском возрасте. С. 454–465.
8. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: учеб. пособие. Челябинск, 1979. 68 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. 3-е изд., перераб. и доп. 184 с.
10. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребенок: общение в контексте психосоматического подхода / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2013/12/23/
11. Здравоохранение в России 2019: статист. сб. M.: Росстат, 2019. 170 c.
URL: https://resursor.ru/statisticheskij-sbornik-zdravooxranenie-v-rossii-2019-polnaya-versiya/
12. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
14. Лукьянова О.Л., Пасечник О.С. Роль игры в формировании волевых качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 43–47. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42341155_72691781
15. Мирошникова О.А. Самостоятельность младшего дошкольника как интегративное качество личности // Материалы II Международного форума работников образования. М.: Перо, 2017. С. 54–56.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 322 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM#$p1
18. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 9–15.
URL: https://www.researchgate.net/publication/283541034.
DOI: 10.17759/chp.2015110302
19. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с. URL:http://psychlib.ru/mgppu/SRv-1998/SRV-001.HTM#$p1
20. Улыбина Е.В., Вербианова О.М., Груздева ОВ. Сравнительный анализ развития самостоятельности здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 2 (36). С. 181–188. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45540394_54631631;
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-2-181-188
21. Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. М.: НМЦентр, 2019. 200 с.
URL: https://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1487439139&archive=&start_from=&ucat=&
22. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62–67.
23. Adler N., Stewart J. Health disparities across the lifespan: Meaning, methods, and mechanisms // Annals of The New York Academy of Sciences. 2010. Vol. 1186. P. 5–23. DOI:10.1111/j.1749-6632.2009.05337.x
24. Anderson P. Assessment and development of executive function (EF) during childhood // Child Neuropsychology. 2002. Vol. 8. P. 71–82.
DOI: 10.1076/chin.8.2.71.8724
25. Barkley R.A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11. P. 1–29.
DOI: 10.1023/A:1009085417776
26. Eiser C. Coping with chronic childhood diseases: Implications for counselling children and adolescents // Counselling Psychology Quarterly. 1989. Vol. 2 (3). P. 323–336. DOI: 10.1080/09515078908256686
27. Montroy J.J., Bowles R.P., Skibbe L.E., McClelland M.M., Morrison F.J. The development of self-regulation across early childhood // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52 (11). P. 1744–1762. DOI: 10.1037/dev0000159
28. Treat A.E., Morris A.S., Williamson A.C., Hays-Grudo J., Laurin D. Adverse childhood experiences, parenting, and child executive function // Early Child Development and Care. 2019. Is. 189 (6). P. 926–937. DOI: 10.1080/03004430.2017.1353978
29. Vityaev E.E. Purposefulness as a principle of brain activity // Cognitive Systems Monographs. 2015. Vol. 25. P. 231–254.
URL: https://DOT.org/10.1007/978-3-319-19446-2_13
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
M., V., V., U., & V., G. (2022). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЗДОРОВЫХ, ДЛИТЕЛЬНО И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 59(1), 106-115. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-321

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)