ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ДЕТЕЙ 5–6-летнего ВОЗРАСТА
Аннотация
Проблема и цель. Основополагающие признаки человеческой деятельности − это ее осознанный и целеполагающий характер. Способность человека самостоятельно образовывать цели выступает как принципиальная характеристика его субъектности. Проблема развития целеполагания в детском возрасте связана с такими областями его становления, как интеллектуальная, творческая, коммуникативная, учебная деятельность, а также становление волевых, эмоциональных, регулятивных функций. Несмотря на то что целеполагание является предметом изучения философии, акмеологии, педагогики, психологии, социальной психологии и социологии, сведений о развитии целеполагания в дошкольном возрасте несоизмеримо мало по сравнению со значимостью данной функции. Более того, крайне слабо освящены вопросы влияния семьи на развитие способности детей к целеполагающей деятельности. Отсюда цель работы – выявить влияние структуры семьи на развитие целеполагающей продуктивной деятельности детей 5–6-летнего возраста.
Методологию исследования составляют теоретический анализ, сравнение и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых по проблемам: роль целеобразования, целеполагания и целепорождения в деятельности, роль структурных характеристик семьи в развитии психических функций ребенка дошкольного возраста, а также эмпирические методы исследования, позволяющие диагностировать уровни развития целеполающей деятельности, методы математической статистики, позволяющие выявить достоверность различий полученных данных.
Результаты. Представлены теоретические сведения о сущности и особенностях проявления целеполагания в дошкольном возрасте, а также роли данного феномена в развитии саморегуляции и самоорганизации детей. Результаты эмпирического исследования раскрывают типичные поведенческие признаки, свидетельствующие об уровне целеполагания детей, приведены сведения о развитии продуктивной целеполающей деятельности детей 5–6 лет, гендерные особенности развития, влияние структурных характеристик семьи на становление способности к целеполаганию.
Заключение. Сведения, полученные в данном исследовании, позволяют осуществлять педагогическое прогнозирование развития способности к целеполагающей деятельности на основе анализа состава семьи, в которой воспитывается ребенок, и своевременно определять меры по обеспечению развития данной функции у детей дошкольного возраста. Результаты позволяют обоснованно осуществлять индивидуальный подход в сопровождении ребенка, а также оптимизировать развитие волевых, регуляторных и учебно значимых качеств ребенка посредством организации деятельности детей и просвещения членов семьи.
Литература
стереотип. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. С. 302–332.
URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63126 (дата обращения: 28.02.2020).
2. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20315591 (дата обращения: 28.02.2020).
3. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие волевых проявлений детей дошкольного возраста // Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста. Красноярск, 2018. С. 7–30.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32546356_57429025 (дата обращения: 28.02.2020).
4. Вербианова О.М. Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6–7 лет // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.
2017. № 1 (39). С. 129–133. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28839253_64475381 (дата обращения: 28.02.2020).
5. Вербианова О.М. Развитие способности к саморегуляции детей дошкольного возраста в социальном пространстве семьи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 184–188. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24306417_62501962 (дата обращения: 28.02.2020).
6. Доманецкая Л.В., Румянцева Е.Ю. Особенности родительского отношения к детям в разных типах неполных семей // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка. Красноярск, 2016. С. 39–44. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26052820_68291757 (дата обращения: 28.02.2020).
7. Жилинская А.В. Представление о развитии целеполагания у старших подростков в коллективной проектной деятельности // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. матер. юбилейн. конф.: в 5 т. 2015. С. 346–348. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24854938_13469979 (дата обращения: 28.02.2020).
8. Зырянова Н.М. Влияние размера семьи и порядка рождения детей на взаимосвязь когнитивных и личностных характеристик // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 5 (19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.02.2020).
9. Иванова О.А., Вербианова О.М. Особенности развития волевого поведения мальчиков старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях неполной семьи // Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка. Красноярск, 2014. С. 402–407. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23364496 (дата обращения: 28.02.2020).
10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Радянська школа, 1972. 199 с. URL: https://spblib.ru/catalog/-/books/11381453-razvitiye-volevogo-povedeniya-u-doshkol-nikov (дата обращения: 28.02.2020).
11. Лысюк Л.Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2–4 лет // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 58–67. URL: https://hr-portal.ru/article/empericheskaya-kartina-stanovleniya-produktivnogo-celepolaganiya-u-detey-24-let (дата обращения: 28.02.2020).
12. Тихомиров О.К., Чернокова Т.Е. Развитие способности к постановке познавательных целей в дошкольном возрасте // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 10 (22). URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2961/ (дата обращения: 26.02.2020).
13. Тулегенова А.Г., Васильева В.В. Влияние старших сиблингов на процесс социализации младших детей в семье // Научный вестник Крыма. 2018. № 1 (12). С. 15. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 26.02.2020).
14. Чернокова Т.Е., Малухина Г.В. Особенности произвольной саморегуляции у детей 6–7 лет // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 88–90. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24016120_71672799 (дата обращения: 28.02.2020).
15. Шемереко А.С., Черник В.Э. Формирование способности к самоорганизации у старшего дошкольника // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 1. С. 88–97. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37375755_24593636 (дата обращения: 28.02.2020).
16. Шлай Е.В., Зайцева Е.С. Особенности самоорганизации психической деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 264–268. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22528069_88940560 (дата обращения: 28.02.2020).
17. Gooch D., Thompson P., Nash H.M., Snowling M.J., Hulme C. The development of executive function and language skills in the early school years // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2016. No. 57 (2). P. 180–187. DOI: 10.1111/jcpp.12458.Scopus
18. Holmes C.J., Kim-Spoon J., Deater-Deckard K. Linking executive function and peer problems from early childhood through middle adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. 2016. No. 44 (1). P. 31–42. DOI: 10.1007/s10802-015-0044-5 Scopus
19. Karoly P. Goal systems and self-regulation: In: An individual differences perspective. Handbook of personality and self-regulation / Rick H. Hoyle. Blackwell Publishing Ltd, 2010. P. 218–243. URL: https://is.muni.cz/el/1423/jaro2016/PSY221J161/um/Handbook_of_Personality and_Self_Regulation (access date: 28.02.2020).
20. Mann T., De Ridder D., Fujita K. Self-regulation of health behavior: Social psychological approaches to goal setting and goal striving // Health Psychology. 2013. No. 32(5). P. 487–498. DOI: 10.1037/a0028533.
21. Marks G.N. Family size, family type and student achievement: Cross-national differences and the role of socioeconomic and school factors // Journal of Comparative Family Studies. 2006. Vol. 37, No. 1. P. 1–24. DOI: 10.3138/jcfs.37.1.1
22. Montroy J.J., Bowles R.P., Skibbe L.E., McClelland M.M., Morrison F.J. The development of self-regulation across early childhood // Developmental Psychology. 2016. No. 52 (11). P. 1744–1762. DOI: 10.1037/dev0000159 Scopus
23. Vernon-Feagans L., Willoughby M., Garrett-Peters P. Predictors of behavioral regulation in kindergarten: Household chaos, parenting, and early executive functions // Developmental Psychology. 2016. No. 52 (3). P. 430–441. DOI: 10.1037/dev0000087 Scopus.
24. Walper S., Thönnissen C., Alt P. Effects of family structure and the experience of parental separation: A study on adolescents, well-being // Comparative Population Studies. 2015. Vol. 40, No. 3. P. 335–364. URL: https://epub.ub.uni-muenchen.de/34523/1/10.12765_CPoS-2015-12en (access date: 28.02.2020).