РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПОБЕДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»)
Аннотация
Постановка проблемы и цель. В статье обосновывается важность системной работы по развитию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и семье. Приводятся теоретические примеры практик по различным направлениям патриотического воспитания. Цель статьи – охарактеризовать представленность социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста и раскрыть особенности их развития в условиях дошкольного учреждения и семьи на ресурсах темы Великой Отечественной войны.
Методологию исследования составляют теоретические методы: анализ, синтез, систематизация научных идей; эмпирические: психодиагностические методы (опросные, экспериментальные); математические методы обработки данных.
Методики исследования
- Наблюдение за процессом рисования дошкольников на околовоенную тему, беседа по рисункам, анализ творческих работ1.
- Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам методической подготовки к реализации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по теме Великой Отечественной войны [Александрова, Гордеева, Постникова, 2007].
- Анкетирование родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений на тему Великой Отечественной войны [Баранникова, 2007].
Результаты исследования. В период старшего дошкольного возраста происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
У всех категорий испытуемых выявлен интерес к теме Великой Отечественной войны (ВОВ), что указывает на межпоколенные связи в направлении передачи знаний и формирования ценностного отношения к Родине.
Выявлены особенности проявления детьми старшего дошкольного возраста социальных эмоций – гордости, эмпатии. Отношение к победе и выраженность социальных эмоций в рисунках старших дошкольников имеют различия, их полнота и направленность выражаются в сюжете, настроении рисунков, особенностях композиции и используемой цветовой гамме.
Педагоги осознают важность задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе. Предметно-развивающая среда ДОУ, социальные технологии патриотического воспитания, погружение в патриотическую хронологию событий военных лет способствуют формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения к родному языку, гордости за достижения своей страны, Отечество.
Для родителей значимыми в патриотическом воспитании детей являются: формирование чувства привязанности к Родине, гордость за героев ВОВ, уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, традициям, обычаям, осмысление исторических действий. Этим аспектам культуры народа уделяется особое внимание при патриотическом воспитании в семье.
Заключение. В дошкольных образовательных учреждениях, семьях воспитанников при развитии социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста важна системная и планомерная образовательная деятельность. Учет особенностей представлений детей дошкольного возраста о войне и победе в ВОВ, знание условий формирования социальных эмоций в учреждениях дошкольного образования и семье, технологий патриотического воспитания играют важную роль в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Литература
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практич. пособие. М.: АРКТИ, 2007.
3. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5–6-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141–151.
4. Воронова Е.А. Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
5. Григорьева М.А. Патриотическое воспитание детей и молодежи // Выступления участников Всероссийской педагогической 65-й конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи». 2012. С. 43–45.
6. Груздева О.В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 80–87.
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
8. Забродин О.Н. О работе В.С. Дерябина «Эмоции, порождаемые социальной средой» и критике в ней теории Альфреда Адлера // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2014. № 3 (5). С. 107–114.
9. Звенигородская М.А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе // Молодой ученый. 2019. № 12 (250). С. 244–247.
10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002.
11. Кербис И.Ю., Груздева О.В. Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 126–137.
12. Колодина Н.И. Лакуны в структурированности нравственного понятия «гордость» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10 (76): в 3-х ч. Ч. 1.
13. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динами-
ки // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5–30.
14. Норова Е.В., Улыбина Е.В. Учет интересов и способностей дошкольников в образовательно-воспитательном процессе как условие гармоничного развития личности детей // Современное психолого-педа-гогическое образование: матер. Междунар. психол.-пед. Чтений памяти Л.В. Яблоковой. Красноярск, 26–28 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] / отв. за вып. О.В. Груздева, К.Ю. Лобков, Е.Ю. Дубовик; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. С. 67–69.
15. Психология человека от рождения до смерти / под. общ. ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
16. Ребер А. Большой психологический словарь. М.: «Вече» Аст, 2001.
17. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013.
18. Gutentag T., Halperin E., Porat R., Bigman Y.E., Tamir V. Successful emotion regulation requires both conviction and skill: beliefs about the controllability of emotions, reappraisal, and regulation success // Cognition and Emotion. 2017. № 31(6). P. 1225–1233. DOI: 10.1080/02699931.2016.1213704.
19. Magrì E. Empathy, respect, and vulnerability // International Journal of Philosophical Studies. 2019. № 27 (2). P. 327–346. DOI: 10.1080/09672559.2019.1587260
20. Richaud de Minzi M.C. Children’s perception of parental empathy as a precursor of children’s empathy in middle and late childhood // The Journal of Psychology. 2013. № 147 (6). P. 563–576. DOI: 10.1080/00223980.2012.721811
21. Rogers С. Empatic: an unappreciated way of being. Houghton Mifflin Harcourt, 1995. 395 р.
22. Slone M., Mann S. Effects of war, terrorism and armed conflict on young children: A systematic review // Child Psychiatry and Human Development. 2016. № 47 (6). P. 950–965.
23. Stern J.A., Borelli J.L., Smiley P.A. Assessing parental empathy: a role for empathy in child attachment // Attachment & Human Development. 2015. № 17 (1). P. 1–22. DOI: 10.1080/14616734.2014.969749
24. Wubben M.J.J., Cremer D., Dijk E. Is pride a prosocial emotion? Interpersonal effects of authentic and hubristic pride // Cognition and Emotion. 2012. № 26 (6). P. 1084–1097. DOI: 10.1080/02699931.2011.646956