ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ГОВОРЕНИЮ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
Постановка проблемы. Существует необходимость включения интегративных элементов в методическое обеспечение профессионально ориентированного обучения иностранному языку, преимущественно для развития устной речи, которая является ключевым элементом маркетинговой коммуникации будущих специалистов в сфере менеджмента. Отмечается недостаток ситуационно направленной организации учебного речевого материала для обучения говорению, созданного на основе искусственного интеллекта, который не ограничивает инициативу и самостоятельность студентов, а, наоборот, предоставляет им простор для творческой активности, постепенно пробуждая интерес и формируя положительный эмоциональный отклик к изучению иностранного языка, так как речевые ситуации содержат разнообразную информацию познавательного и культурологического характера, моделируют практические задачи, ориентированные на будущую потенциально успешную перспективу студентов.
Цель статьи – представить авторские разработки по использованию платформы TWEE в создании материалов на говорение с учетом профессиональной направленности и развития маркетинговой комму-никации.
Методологическую базу исследования составляют концепция использования образовательного потенциала мультимедийных технологий в поликультурном контексте (М.А. Бовтенко, А.В. Федоров и др.), особенности использования мультимедийных технологий в процессе иноязычной подготовки специалистов неязыковых специальностей (M.D. Abdulrahaman, J. Biggs, D. Nunan, A.T. Dina, G.O. Martin-Kniep), специфика использования мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка (J. Harmer, M. Lewis, C. Lambert, М.Э. Рябова).
Результаты. Предложен комплекс упражнений на развитие устной речевой деятельности для включения в учебный процесс на основе материала курса ESP английского языка для менеджеров, сгенерированный на платформе TWEE. Упражнения включают в себя такие эффективные средства по организации практики устной речи, как: моделирование проблемных речевых ситуаций, обсуждение на основе речевых опор и клеше, видоизменение или составление диалогов по теме. На примере упражнения и текста, созданных на платформе TWEE, описан поэтапный процесс применения вопросов для обсуждения на занятиях по английскому языку.
Заключение. Использование цифровых инструментов, таких как платформа TWEE, созданная на основе искусственного интеллекта, способствует развитию иноязычной маркетинговой компетенции при систематическом включении упражнений на говорение в учебный процесс, являясь потенциальным стимулом для применения на практике приобретенных языковых знаний и речевых навыков как в виртуальном, так и в реальном общении, предоставляя студентам возможность конструктивно общаться на иностранном языке, преодолевать эмоциональные зажимы и языковые барьеры, контролировать себя, выбирать наиболее комфортную стратегию обучения.
Литература
2. Ачкасова Е.Н. Ситуативно-тематическая организация речевого материала для обучения ино-язычному говорению будущих бакалавров экономики // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 3 (35). С. 109–115. EDN: WKCDNJ
3. Байбардина Т.Н., Мажар А.А., Шевченко А.Д., Архипенко Я.Э. Формирование маркетинговых компетенций как важное условие реализации маркетинговых знаний и навыков специалиста // Молодежь в науке и предпринимательстве: сб. науч. ст. IХ Междунар. форума молодых ученых, Гомель. Гомель: Белорус. торгово-эконом. ун-т потребительской кооперации. 2020. С. 342–345. EDN: SNRPQG
4. Байденко В.И. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт (статья 2) // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–135. EDN: ZUQFEJ
5. Безукладников К.Э. Обучение английскому языку студентов вуза с использованием лингвистической образовательной платформы для участия в международном добровольческом движении / Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Пермь, 2023. 208 с. EDN: AIMHRH
6. Бовтенко М.А. ELang: программная система для разработки онлайн-курсов по иностранным языкам // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 4 (60). С. 21–26. EDN: VIDBDD. DOI: 10.17223/16095944/60/3
7. Бурлакова И.И. Создание адаптивной системы иноязычного образования как фактор модернизации профессиональной подготовки // Новый мир. Новый язык. Новое мышление: сб. матер. V Междунар. науч.-практ. конф. (филология, педагогика и межкультурная коммуникация), М.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022. С. 149–153. EDN: ODTBGM
8. Донина И.А. Маркетинг в школе: современный контекст проблемы // Педагогические исследования: фундаментальные исследования. 2013. № 10–9. С. 2040–2044. EDN: RKPUFH
9. Зеер Э.Ф. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. EDN: NDPSAT. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
10. Копылова Н.В. Развитие навыков устной подготовленной речи на английском языке у студентов-менеджеров // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 3 (8). С. 50–55. EDN: ZNHUJP
11. Котляренко Ю.Ю., Николаева Е.А. Эффективность мультимедийных технологий в процессе преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 2. С. 40–48. URL: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-40-48 (дата обращения: 12.04.2024).
12. Майер И.А., Селезнева И.П. Развитие навыков конструктивного межкультурного общения будущего учителя иностранного языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2023. № 3 (65). С. 27–37. EDN: LBGVNA
13. Наговицин М.В., Воронова М.В. Почему в маркетинге так важен английский язык // Форум молодых ученых. 2019. № 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-v-marketinge-tak-vazhen-angliyskiy-yazyk (дата обращения: 01.05.2024).
14. Проскурнина П.А. Совершенствование маркетинговых коммуникаций в системе менеджмента // Проблемы развития современного общества: сб. науч. ст. 8-й Всерос. нац. науч.-практ. конф.: в 4 т. 19–20 января 2023 г. / под ред. В.М. Кузьминой. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2023. Т. 1. С. 335–338. EDN: BGEGVU
15. Рябова М.Э. Методика обучения монологической речи студентов языкового вуза на основе электронных ресурсов // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития / Московский городской педагогический университет. М.: Языки народов мира, 2022. Вып. 4. С. 87–91. EDN: AZGMSJ
16. Рябова М.Э. Тенденции и перспективы образования в век цифровизации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022. № 6. С. 123–129. EDN: KKKPET. DOI: 10.17805/trudy.2022.6.14
17. Федоров А.В. Массовое медиаобразование в странах СНГ. М.: Информация для всех, 2020. 273 с. EDN: YSNEGS
18. Чжао Л. Принципы разработки системы упражнений, направленных на развитие умений говорения китайских студентов при обучении русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2023. Т. 8, № 5. С. 525–531. EDN: TOTJQU. DOI: 10.30853/ped20230086
19. Abdulrahaman, M.D. [et al.] (2020). Multimedia tools in the teaching and learning processes: A systematic review. Heliyon, 11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05312 (access date: 10.03.24).
20. Biggs, J. (2000). Teaching for Quality Learning at University. Open University Press, Buckingham.
21. Dina, А.Т., & Ciornei, S.I. (2013). The advantages and disadvantages of computer assisted language learning and teaching for foreign languages. Procedia. Social and Behavioral Sciences, 15 (76), 248–252. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.sbspro.2013.04.107 (access date: 10.03.24).
22. Harmer, J. (2007). The Practice of English Language Teaching. Longman, London.
23. Gawroński, S., Szewczyk, M., Bis, Ł., & Gawroński, O. (2022). Acquiring marketing communication competences of the future: Expectations of Polish students. Social Communication, 8 (1), 29–40. DOI: 10.2478/sc-2022-0004
24. Kaleka, A. (2002). Resources and capabilities driving competitive advantage in export markets: Guidelines for industrial exporters. Industrial Marketing Management, 31 (3), 273.
25. Lewis, M., & Hill, J. (1992). Practical techniques for language teaching. LTP, Teacher training.
26. Martin-Kniep, G.O. (2000). Becoming a better teacher: eight innovations that work. Association for supervision and curriculum development, Alexandria, Virginia, USA.
27. Moreno, R., & Mayer R.E. (1999). Cognitive principles of multimedia learning: The Role of modality and contiguity. Journal of Educational Psychology, 2 (91), 358–368.
28. Nunan, D. (2004). Task-based language teaching. Cambridge university press.
29. Ogah, A.I. (2022). Theoretical analysis on persuasive communication in advertising and its application in marketing communication. EJOTMAS: Ekpoma Journal of Theatre and Media Arts, 8 (1-2), 313–331. EDN PIQGJD. DOI: 10.4314/ejotmas.v8i1-2.17
30. Ringgo, E.Y. (2022). Education-based marketing communication strategy. Proceedings of International Conference on Communication Science, 2 (1), 453–458. DOI: 10.29303/iccsproceeding.v2i1.95
31. Lambert, C., & Zhang, G. (2019). Engagement in the use of English and Chinese as foreign languages: The Role of learner generated content in instructional task design. The Modern Language Journal, 103 (2).