ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

  • Pashchenko Svetlana I. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
  • Malinovskaya Nataliya A. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого https://orcid.org/0000-0002-0033-3804
  • Makhovikh Maksim Yu. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого
Ключевые слова: образовательная технология «перевернутый класс», ментальные карты, самостоятельная работа, синонимический ряд вопросительных слов, ситуационные задачи медицинской направленности.

Аннотация

Постановка проблемы. Основная идея исследования заключается в том, что использование в образовательном процессе медицинского вуза технологии «перевернутый класс», включающей задания творческой направленности, способствует формированию у студентов комплекса универсальных компетенций, связанных с реализацией умений анализировать, обобщать, делать выводы; содействует развитию мыслительной деятельности и критического мышления, совершенствованию долгосрочной памяти и в целом повышению качества обучения студентов. Меняется и роль преподавателей, она в значительной мере связана с подготовкой методических материалов, задач и заданий для организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель статьи – теоретически обосновать эффективность организации самостоятельной работы студентов первого курса медицинского университета с использованием образовательной технологии «перевернутый класс» и апробировать ее при организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Доказать, что работа с использованием педагогической технологии «перевернутый класс» способствует изменению отношения студентов к образовательному процессу и меняет взгляд преподавателей на его организацию.

Методология и методы исследования. Методологической базой исследования являются компетентностный и системно-деятельностный подходы. Применен комплекс исследовательских методов: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация, сравнение, моделирование, прогнозирование и обобщение; эмпирические – анкетирование, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Результаты исследования. Практическая значимость работы заключается в том:

– что обоснована эффективность применения технологии «перевернутый класс» при организации самостоятельной работы студентов медицинского университета;

– уточнено понятие «внеаудиторная самостоятельная работа студентов» в условиях применения педагогической технологии «перевернутый класс».

– предложены оригинальные методы и приемы организации внеаудиторной работы студентов – ментальные карты, элементы ТРИЗ-педагогики, использование «синонимического ряда вопросительных слов, составление ситуационных задач медико-практической направленности;

– обосновано, что предложенные задания творческого характера могут быть применимы при изучении теоретического материала любого учебного предмета медицинского вуза;

– такой метод работы с теоретическим материалом, как ментальные карты (интеллектуальные карты), может быть использован не только при работе со студентами, но и при написании лекций профессорско-преподавательским составом.

Заключение. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы со студентами первого курса медицинского университета подтвердил наше предположение об эффективности применения технологии «перевернутый класс» при организации самостоятельной работы студентов.

Литература

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81−84. EDN: IJJNCD. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 11.06.2024).
2. Алханов А. Самостоятельная работа студентов: опыт Череповецкого госуниверситета // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 86−89. EDN: IBNFXT. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-2/viewer (дата обращения: 11.06.2024).
3. Архангельский С.А. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
4. Ахмедова З.М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. EDN: YHQNFJ. DOI: 10/24411/1991-5497-2020-00306
5. Бельчикова О.Г., Кокшарова М.В., Морозова С.В. Самостоятельная работа студентов в вузе и способы ее совершенствования в современных условиях обучения // Педагогика, психология, общество: актуальные исследования: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Чебоксары: Среда, 2021. С. 135−138. EDN: RFPOSB. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45583683 (дата обращения: 10.06.2024).
6. Бугай А.Ю. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние и проблемы // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 67–71. EDN: TTKFGP. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23460800 (дата обращения: 10.06.2024).
7. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
8. Гаврилюк О.А., Никулина С.Ю., Мягкова Е.А. Пути повышения качества самостоятельной работы студентов-медиков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021. № 55 (1). С. 16−28. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-255
9. Гайдай С.Н. Самостоятельная работа как средство самореализации студентов в образовательном процессе // Образование и право. 2018. № 2. С. 221−226. EDN: YTBYPX.
10. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. С. 175−176.
11. Дейнеко Н.А., Кравченко О.В., Коростелева И.А. Формирование навыков самостоятельной работы у студентов // Бюллетень научных сообщений. 2019. № 24. С. 149−151. EDN: HVZAER. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_4135766f (дата обращения: 20.06.2024).
12. Дробот Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов медицинских вузов в мотивации к обучению по дисциплине «Фтизиатрия» // European Social Science Journal. 2018. № 7-2. С. 153−160. EDN: RCZBKQ.
13. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001.
14. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Инновационные модели организации самостоятельной работы студентов // Инновация в образовании. 2019. № 3. С. 62−74. EDN: YYFBGP. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_3702614 (дата обращения: 20.06.2024).
15. Литвин С., Петров В., Рубин М. Основы знаний по ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. 2023.
16. Молибог А.Г. Вопросы организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975. 288 с.
17. Монахов В.М. Как создать школьный учебник нового поколения // Педагогика. 1997. № 1. С. 19−24.
18. Морозли Л.В., Вострикова Р.В. Самостоятельная работа студентов как методическая проблема // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-2. С. 17−20. EDN: RIYWJW. DOI: 10.18411/lj-04-2019-27. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 03.10.2023).
19. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
20. Поворознюк О.А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в контексте личностно ориентированного образования // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 91−93. EDN: QIKJSN.
21. Репкина С.Г. Организация самостоятельной работы студентов в рамках изучения науки «Психология» // Публикации педагогов. 2021. URL: http://проф-обр.рф/blog/2021-03-22-1740 (дата обращения: 20.06.2024).
22. Скрипкин В.С. Организация и контроль самостоятельной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11537 (дата обращения: 23. 09.2023).
23. Стафеева А.В., Иванова С.С. Шуварин М.В. Эффективность использования образовательной технологии «Перевернутый класс» в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76 (4). 309–312. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost (дата обращения: 09.06.2024).
24. Тихонова О.В., Азизян И.А., Гречушкина Н.В. Пути повышения качества подготовки в высшей школе на основе анализа отношения студентов к внеурочной самостоятельной работе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 98−11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya (дата обращения: 08.04.2024).
25. Токмаков В.И., Токмаков М.В., Лупандин В.В. Потенциал и проблемы внедрения технологии «Перевернутый класс» в образовательный процесс // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, № 2. С. 98−110. EDN: RGABFL. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46176000_18553903.pdf (дата обращения: 03.10.2023).
26. Dahmen, L., Schneider, A., Keis, O., Straber, P., Kuhl, M., & Kuhl, S.J. (2022). From the inverted classroom to the online lecture hall effects on students’ satisfaction and exam results. Biochemistry and Molecular Biology Education, 50 (5), 483−493.
27. Simpson, W., & Richards, E. (2015). The flipped classroom for teaching population health: increasing relevance. Nurse Education in Practice, 15(3).
28. Singh, H. (2003). Creating effective blended learning programs. Educational Technology, 43 (6), 51−54.
29. Xu, J. (2005). Homework attitudes and management strategies. Academic Exchange Quarterly, 9, 239−248.
Опубликован
2024-10-30
Как цитировать
I., P., A., M., & Yu., M. (2024). ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС». Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 69(3), 45-58. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/571