ИНТЕНСИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ И РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ
Аннотация
Постановка проблемы. Сегодня в семье и дошкольной практике активно используются мобильные устройства (МУ). Изучение вопроса о влиянии гаджетов на развитие когнитивных функций ребенка дошкольного возраста необходимо с целью понимания гигиенического нормирования и контроля в вопросах организации деятельности ребенка. Цель статьи – изучить влияние интенсивности взаимодействия с МУ на развитие отдельных свойств внимания детей 6–7 лет.
Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом; методы эмпирического исследования: опрос, эксперимент.
Результаты исследования. Родители детей осознают необходимость контроля за длительностью взаимодействия ребенка с МУ, но большинство из них не осуществляют такой контроль. У детей с низкой интенсивностью взаимодействия с МУ лучше сформированы такие свойства внимания, как устойчивость, концентрация и продуктивность внимания, а также внимательность при осуществлении деятельности, где исходная информация представлена для ребенка на слух. В группе детей с высокой интенсивностью взаимодействия с МУ лучше развиты свойства переключения и распределения внимания. По таким свойствам внимания, как объем и избирательность, достоверных отличий у детей в изучаемых группах не выявлено.
Заключение. Интенсивное взаимодействие с МУ детей дошкольного возраста может привести к дефицитам свойств внимания, которые имеют большое значение для осуществления учебной деятельности в 1-м классе.
Литература
2. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 14–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvolnost (дата обращения: 03.08.2024).
3. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014. № 9 (85). С. 108–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gadzhetov (дата обращения: 03.08.2024).
4. Борцова М.В., Некрасов С.Д. Влияние организованных занятий с использованием электронных гаджетов на развитие начальных форм ответственности дошкольника // Гуманитарные науки. 2020. № 3 (51). С. 162–167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-organizovannyh (дата обращения: 15.08.2024).
5. Борцова М.В., Некрасов С.Д. Отношение родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов // Человек. Сообщество. Управление. 2017. Т. 18, № 3. С. 69–80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-roditeley-k-ispolzovaniyu (дата обращения: 15.08.2024).
6. Гаврилова И.В., Зарифзянова Г.Н. Исследование влияния памяти и внимания на успешность учебной деятельности детей подросткового возраста // Наука и образование: новое время. 2017. № 4 (21). С. 85–87. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29931246 (дата обращения: 03.08.2024).
7. Горобец Е.А., Гамирова Р.Г., Схиртладзе А.В., Прусаков В.Ф., Волгина С.Я. Особенности когнитивного развития у детей раннего и дошкольного возраста, использующих гаджеты // Росссийский вестник перинатологии и педиатрии. 2021. № 66 (5). С. 163–167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kognitivnogo-razvitiya (дата обращения: 03.08.2024).
8. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Особенности общей способности к учению 6–7-летних детей – активных пользователей электронных гаджетов // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 38–50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obschey-sposobnosti (дата обращения: 22.08.2024).
9. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 3. С. 42–53. URL: https://cyberpsy.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-rannem-i-doshkolnom-detstve/ (дата обращения: 22.08.2024).
10. Cheung, C.H., Mason, L., & Smith, T.J. (2021). Longitudinal touchscreen use across early development is associated with faster exogenous and reduced endogenous attention control. Scientific Reports, 11 (1), 2205. DOI: 10.1038/s41598-021-81775-7
11. Green, C. S., & Bavelier, D. (2012). Learning, attentional control, and action video games. Current Biology, 22, 6, R197–R206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cub.2012.02.012 (access date: 23.08.2024).
12. Konok, V., Peres, K., Bunford, N., & Ferdinandy, B. (2021). Mobile use induces local attentional precedence and is associated with limited socio-cognitive skills in preschoolers. Computers in Human Behavior, 120 (8), 106758. DOI: 10.1016/j.chb.2021.106758
13. Kulakci-Altintas, H. (2020). Technological device use among 0–3 year old children and attitudes and behaviors of their parents towards technological devices. Journal of Child and Family Studies, 29, 55–61. DOI: 10.1007/s10826-019-01457-x
14. Lawrence, A., & Choe, D.E. (2021). Mobile media and young children’s cognitive skills: A Review. Acad Pediatr, 1, 1876–2859. DOI: 10.1016/j.acap.2021.01.007
15. Nikolaeva, E.I., & Isachenkova, M.L. (2022). The use of gadgets by children under four years old: Evidence from parents. Comprehensive Child Studies, 4 (1), 32–53. DOI: https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-1-32-53
16. Portugal, A.M., Bedford, R., Cheung, C.H., Mason L., & Smith, T.J. (2021). Longitudinal touchscreen use across early development is associated with faster exogenous and reduced endogenous attention control. Scientific Reports, 11 (1), 2205. DOI: 10.1038/s41598-021-81775-7
17. Yadav, S., & Chakraborty, P. (2023). Ability of 4- to 6-year-old children to learn novel words from digital media. Clinical Pediatrics, 62(9), 99228231157541. DOI: 10.1177/0009922823115754