СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

  • Verbianova Olga M. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-4948-0012
  • Popova Natalia V. МАДОУ № 183
Ключевые слова: студенты-первокурсники, психологическое благополучие, сепарация от родителей, взаимосвязь психологического благополучия девушек-первокурсниц и успешности процесса сепарации от родителей.

Аннотация

Постановка проблемы. Проблема обеспечения психологического благополучия имеет особое значение для студентов-первокурсников. В современном научном дискурсе представлены сведения о роли субъективных характеристик в становлении психологического благополучия. Но при этом для молодежной выборки недостаточно учитывается роль психологической сепарации от родителей. Выявление взаимосвязи между параметрами психологического благополучия и сепарации от родителей позволит определить мишени психологической помощи студентам.

Цель статьи – выявить наличие и характер взаимосвязи психологического благополучия и сепарации от родителей студентов-первокурсников.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологию исследования составляют: теоретические подходы к пониманию сущности кризисов возрастных периодов; анализ и обобщение трудов зарубежных и отечественных ученых: а) в сфере изучения сущности и структуры феномена психологического благополучия; б) по вопросу изучения процесса сепарации от родителей и его особенностей в период ранней юности.

Результаты исследования. Выявлены особенности структурных компонентов психологического благополучия и сепарации от родителей девушек-первокурсниц. Результаты показали, что треть обучающихся имеет низкий уровень психологического благополучия. Определены прямая значимая связь между некоторыми показателями психологического благополучия и параметрами сепарации от родителей: между самопринятием и конфликтологической независимостью от матери; между автономией, управлением средой, целями в жизни, общим показателем психологического благополучия и конфликтологической независимостью от матери; тенденции к значимой связи между самопринятием и эмоциональной независимостью от отца.

Заключение. Исследование показало наличие взаимосвязи показателей психологического благополучия и процесса сепарации девушек-первокурсниц от родителей. Результаты дают основания для предположения о возможности достижения психологического благополучия студентов посредством гармонизации процесса сепарации от родителей. Данный аспект особенно важен в работе по обеспечению психологического благополучия иногородних студенток-первокурсниц, у которых процесс сепарации сопровождается сменой места жительства и отрывом от семьи.

Литература

1. Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке // Социальные и поведенческие науки. 2014. № 146. С. 216–221. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.117
2. Зубова Л.В., Тронь О.С., Щеглова И.Г. Взаимосвязь психологической сепарации и адаптации, асоциальные проявления личности студента // Вестник ОГУ. 2022. № 1 (233). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz (дата обращения: 16.03.2025).
3. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 128–133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postroeniyu (дата обращения: 16.03.2025).
4. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Факторы психологического благополучия российской молодежи // Психологическая наука и образование. 2022, Т. 27, № 4. С. 24–35. DOI: 10.17759/pse.2022270403
5. Красило Д.А., Красило Т.А., Залипаева А.Н. Автономия и привязанность в отношениях с родителями в контексте реального самоопределения у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 113–125. DOI: 10.17759/sps.2021120108/
6. Кригер Е.Э., Факторович И.Е. Половые различия психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте // Вестник МАСИ. 2023. № 2. С. 113–116. DOI: 10.52470/2619046X_2023_2_
7. Липская Т.А. Особенности психологического благополучия студентов на начальном и завершающем этапах обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78 (3). C. 270–274. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti (дата обращения: 10.01.2025).
8. Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. C. 59-71. DOI: 10.17759/psyedu.20201201
9. Потапова Ю.В., Маленова А.Ю. Предикторы эмоционального неблагополучия студентов в ситуации сепарации от родителей // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2018. № 1. С. 13–19. DOI: 10.25513/2410-6364.2018.1.13–19
10. Салпагаров М.Р. Эмпирические особенности психологической сепарации от родителей в период юности // Проблемы современного педагогического образования. Психология. 2022. № 74(2). C. 283–285. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskie (дата обращения: 18.01.2025).
11. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С., Асриян Э.В. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. № 18 (4). С. 47–63. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4
12. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129. URL: https://studfile.net/preview/2976755/page:16/ (дата обращения: 18.01.2025).
13. Эйдельман Г.Н., Сергиенко Е.А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.413
14. Hanif, A., Hussain, I., & Hameed, F. (2021). Innovation and employee performance: Mediating role of psychological wellbeing. Journal of Business and Social Review in Emerging Economies, 7 (3), 699–710. DOI: https://doi.org/10.26710/jbsee.v7i3.1896
15. Kovalenko, А., Hryshchuk, Е., & Rohal, N. (May 22–23, 2020). Features of the psychological well-being of student youth. In: Society Integration Education (pp. 95–107). International Scientific Conference. Volume VII. DOI: 10.17770/sie2020vol7.5142
16. Pavliuk, M., Shopsha, O., & Tkachuk, T. (2018). Psychological wellbeing as prerequisite for development of personal independence of future specialist. Science and Education, 1, 149–156. DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2018-1-20
17. Ryff, C.D., & Keyes, C.L.M. (1995). The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 69, 719–727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719
18. Sheldon, K.M., Osin, E.N., Gordeeva, T.O., Suchkov, D.D., & Sychev, O.A. (2017). Evaluating the dimensionality of self-determination theory’s relative autonomy continuum. Personality and Social Psychology Bulletin, 43 (9), 1215– 1238. DOI: 101177/0146167217711915
19. Villada, Z.R.C., Concha, R.A.J., García, C.A., & Chaparro, N.E.F. (2019). The study of psychological well-being in educational contexts. In: E. Soriano, C. Sleeter, M. Antonia Casanova, R.M. Zapata,
& V.C. Cala (Eds.), The Value of Education and Health for a Global, Transcultural World, Volume 60. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 955–964). Future Academy. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.04.02.1
20. Wright, T.A., & Cropanzano, R. (2004). The role of psycho-logical well-being in job performance: A fresh look at an age-old quest. Organizational Dynamics, 33, 338–351. DOI: 10.1016/j.orgdyn.2004.09.002
Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
M., V., & V., P. (2025). СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 72(2), 126-134. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/620