ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)

  • Ulybina Ekaterina V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Verbianova Olga M. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь, консультирование родителей, запрос на консультирование, родительская компетентность, психологическое здоровье, психологический центр, педагог-психолог.

Аннотация

Проблема и цель. Изменения, активно происходящие в обществе, отражаются на потребности населения в получении квалифицированной психологической помощи. Наметилась тенденция в повышении ориентированности современных родителей на просвещение по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Встает вопрос о конкретизации содержания необходимой психологической помощи родителям, а также возможностях ее получения в условиях активно развивающегося города-миллионника. Цель – оценка объемов и содержания потенциально необходимой психологической помощи родителям города Красноярска и соответствие им реальных масштабов и возможностей ее получения.

Методологию исследования составляют концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, положение о внутренней картине семьи Э.Г. Эйдемиллера, теория структурной семейной терапии С. Минухина.

Материалы и методы. Анализ и обобщение теоретических источников зарубежных и отечественных ученых, мониторинг рынка психолого-педагогических услуг для родителей города Красноярска в информационных и навигационных системах, социальных сетях, анонимное анкетирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Результаты исследования. Выявлена низкая осведомленность родительской общественности Красноярска о возможных поводах обращения к специалистам-психологам, различных способах получения психологической помощи (очно, дистанционно), расположении организаций, оказывающих психолого-педагогические услуги. Уточнены основные каналы получения родителями информации, а также условия, определяющие их выбор в пользу конкретной организации или специалиста (место расположения, рекомендации, время ожидания приема, стоимость и формат услуги). Проведен обзор организаций Красноярска, оказывающих услуги психолого-педагогического спектра.

Заключение. Проанализированы возможности получения родителями психологической помощи в городе Красноярске, выявлены слабая осведомленность родителей о возможностях получения помощи в направлении психологического сопровождения детей, а также потребности и специфика данного вида помощи. Сделан вывод о том, что для удовлетворения потребности родителей, проживающих в городе-миллионнике, в услугах, связанных с обучением, воспитанием и развитием детей, необходимо создание единого организационного, научно-методического и информационно-аналитического пространства предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Литература

1. Акрамова Ф.А. Психологическая помощь семье как необходимый фактор поддержки и укрепления семей // Институты развития человеческого потенциала в условиях современных вызовов: сб. ст. XI Уральского демографического форума: в 2 т. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2020. Т. II. С. 5–10.
2. Алешко В.С. Становление и региональная специфика деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Хабаровского края // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: матер. Всерос. науч.-практ. конференции (Новосибирск, 23‒25 сентября 2015 г.) / под ред. С.В. Алехиной; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 196 с.
3. Аникина В.О., Попова А.Г., Васильева Н.Л. Субъективные факторы обращения за психологической помощью мужчин // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 5. С. 26.
4. Баранова Е.В. Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya
5. Бойко О.М., Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы. Психологические исследования 2020. № 13 (70). URL: http://psystudy.ru
6. Бондаренко Ю.С., Килинская Н.В., Бучкова А.И. Опыт психодиагностической и консультативной работы горячей линии в условиях пандемии в Приднестровье // Психология и психотехника. 2021. № 3. С. 58–73. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36238
7. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Оценка населением доступности психологической помощи: социологическое исследование // Социальные аспекты здоровья населения. 2022. Т. 68, № 1. DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-1-13
8. Вербианова О.М., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Анализ консультативных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 1 (59). С. 47–54.
9. Вилюжанина Т.А. Особенности психологического консультирования онлайн // Вестник Донецкого национального университета. Сер.: Д: Филология и психология. 2020. № 1. С. 123–132.
10. Володина Ю.А. Модели психологической помощи в работе с «трудными» детьми в неблагополучных семьях // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2018. № 1 (10). С. 111–113.
11. Кириченко М.В. Анализ потребностей населения в психологических услугах // Актуальные проб-лемы психологического знания. 2010. № 4 (17). С. 128–136.
12. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: мат. Росс. конф. 26–28 мая 1999, СПб.; Иваново, 2000. С. 312–320.
13. Лучшие практики субъектов Российской Федерации по развертыванию сети центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, и детьми с особыми образовательными потребностями: сб. матер. / сост. Э.Ф. Алиева, Т.В. Гаврикова, О.Р. Радионова. М.: Федер. ин-т развития образования, 2017. 414 с.
14. Мальцева Т.В. Анализ востребованности психологической помощи у сотрудников органов внутренних дел // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения: сб. матер. Первой Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 30 ноября 2017 г. М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 399–404.
15. Раззакова Р.С., Матчанова Д.Ю. Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения // Теория и практика образования в современном мире: матер. IX Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб.: Свое издательство, 2016. С. 133–136. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10656/
16. Синельников А.Б. Обособление поколений в семьях как фактор снижения рождаемости // Социологические исследования. 2022. № 5. C. 36–48. DOI: 10.31857/S013216250020195-7
17. Филатова О.В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка // МНКО. 2014. № 4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie
18. Шац И.К., Овчинникова Т.С. Психологическое консультирование в коррекционной педагогике: особенности, возможности и обучение // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe
19. Khasmohammadi M., Ehsaei S.G., Vanderplasschen W., Dortaj F., Farahbakhsh K., Afshar H.K., Jahanbakhshi Z., Mohsenzadeh F., Noah S.M., Sulaiman T., Brady C., Hormozi A. The impact of addictive behaviors on adolescents psychological well-being: The mediating effect of perceived peer support // The Journal of Genetic Psychology. 2020. Vol. 2–3, No. 181. P. 39–53. DOI: 10.1080/00221325.2019.1700896
20. MhGAP Humanitarian Intervention Guide (mhGAP-HIG) training of health-care providers: training manual. Geneva: World Health Organization, 2022. URL: https://www.who.int/publications-detail-redirect/9789240045361
21. Lee Y.H. The meaning of early intervention: A parent’s experience and reflection on interactions with professionals using a phenomenological ethnographic approach // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2005. Vol. 10. DOI: 10.3402/qhw.v10.25891
22. Lei N., Pellitteri J. Help-seeking and coping behaviors among Asian Americans // The Roles of Asian Values, Emotional Intelligence, and Optimism. 2017. Vol. 8 (3). P. 224–234. DOI: https://doi.org/10.1037/aap0000086
23. Ribeiro E., Sampaio A., Gonçalves M.M., Taveira M., Cunha J., Maia Â., Matos M., Gonçalves S., Figueiredo B., Freire T., Soares T. Telephone-based psychological crisis intervention: the Portuguese experience with COVID-19 // Counselling Psychology Quarterly. 2021. Vol. 34 (3–4). P. 432–446. DOI: 10.1080/09515070.2020.1772200
24. Olsson G., Låftman S.B., Modin B. Problematic familial alcohol use and adolescents’ heavy drinking: can conditions in school compensate for the increased risk of heavy drinking among adolescents from families with problematic alcohol use? // International Journal of Adolescence and Youth. 2019. Vol. 24 (3). P. 307–318. DOI: 10.1080/02673843.2018.1532918
25. Taylor C.B., Fitzsimmons-Craft E.E., Graham A.K. Digital technology can revolutionize mental health services delivery: The COVID-19 crisis as a catalyst for change // International Journal of Eating Disorders. 2020. Vol. 53 (1). P. 1155–1157.
26. Wijayati M., Abdullah I., White S., Rosadi A., Yamin A., Larasati Y.G. Justice brokers: Women’s experiences with injustice and dependence in the divorce process // Cogent Social Sciences. 2021. Vol. 7 (1). DOI: 10.1080/23311886.2021.1966208
27. Wong K. Gender differences in mental health literacy of university students. // Western Undergraduate Psychology Journal. 2016. Vol. 4 (41). URL: http://ir.lib.uwo.ca/wupj%0Ahttp://ir.lib.uwo.ca/wupj/vol4/iss1/11
Опубликован
2022-10-30
Как цитировать
V., U., & M., V. (2022). ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 61(3), 148-158. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-359

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)