ПОСТФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ КАК ЯЗЫК ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Ключевые слова: постфольклор, постфольклорные тексты, семейные предания, повседневность, язык повседневности.

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена исследованию постфольклорных текстов как языка повседневности. Научная и практическая значимость работы состоит в изучении ценностных комплексов повседневности в лингвистическом контексте и выявлении особенностей использованием языка в каждодневном взаимодействии и общении в естественных условиях.

Целью исследования – обоснование определения языка повседневности и изучение постфольклорных текстов как частного случая использования данного языка.

Методами исследования явились критический анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, метод интерпретации, а также методы лингвистического исследования: дискурс-анализ, анкетирование и включённое наблюдение.

Результаты исследования. Автор приходит к выводу, что взаимосвязанное изучение языка и культуры позволяет выявить менталитет народа, отдельных групп и личностей. Ценность исследования заключается в исследовании речевой деятельности и использования языка в контексте культуры, а именно - лингвистического исследования продуцирования и понимания естественного языка на основе постфольклорных текстов.

Заключение. Представленные в статье результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах для преподавания культурологии, лингвистики и фольклористики, а также для создания методик по сохранению и популяризации семейных преданий и других форм постфольклора как важной части культурного наследия.

Литература

1. Адоньева С.Б. Фольклор: социальное действие и коммуникативный акт // Рабочие тетради по компаративистике. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. Вып. 3–4.
2. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Проблема повседневности и поиски альтернативной теории социологии // ФРГ глазами западногерманских социологов. М.: Наука, 1989. С. 296–392.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
5. Винокур Г.О. Культура языка: лингвистика и стилистика, язык быта, язык прессы, искусство слова и культура языка. М.: URSS, ЛЕНАНД, 2006. 346 с.
6. Граматчикова Н.Б., Хоруженко Т.И. Постфольклор и интернетлор: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 62 с.
7. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. 614 с.
8. Ильина Л.Е. Павловская О.Е. Постфольклорный текст: лингвоаксиологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2. С. 419–422.
9. Ионин Л.Г. Повседневность // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. 1998. Т. 2. С. 121–123.
10. Итунина Н.Б., Любимова Е.А. Культура повседневности и ее роль в поддержании этнической идентичности // Гуманитарный научный вестник. 2019. № 6. С. 8–14.
11. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. 1989. № 5. С. 26–46.
12. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: С.-Петербур. гос. ун-т культуры и искусств, 2002. 320 с.
13. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Спб.: Академический проект, 2002. 543 с.
14. Мокиенко В.М. Динамические тенденции в современном русском языке // Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 1. С. 104–110.
15. Неклюдов С.Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.
16. Lefebvre, H. (1981). Critique de la vie quotidienne. Paris, Vol. III.
Опубликован
2024-10-30
Как цитировать
E., I. (2024). ПОСТФОЛЬКЛОРНЫЕ ТЕКСТЫ КАК ЯЗЫК ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 69(3), 123-131. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/577