ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА С КОМПОНЕНТОМ «СОЛЬ» КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье проводится исследование уровня сформированности в языковом сознании иностранных студентов-первокурсников лингвокультурного концепта «соль». Проблема исследования – поиск средств и методов развития языкового сознания студентов на уроках русского языка как иностранного.
Цель статьи – представить авторские методические рекомендации по развитию уровня сформирован-ности лингвокультурной компетенции иностранных студентов на уроках русского языка с использованием фразеологических единиц и лингвокультурной информации о соли.
Методология и методы исследования. Методологию исследования составили анализ научной литературы, эксперимент, измерение, описание, классификация. Материалы исследования: научная и методическая литература по вопросу исследования, историко-культурная литература, тексты народного творчества, паремиологический фонд русского языка, результаты эксперимента.
Результаты исследования. Проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось определение уровня знаний студентов-иностранцев в области русской культуры и паремиологии применительно к понятию «соль». Результаты эксперимента свидетельствуют о трудностях в понимании речевого высказывания, содержащего лексему «соль». Методический сценарий урока направлен на формирование в языковом сознании студентов понятийной сферы концепта «соль» и на развитие их речевых умений и навыков.
Заключение. Результаты настоящего исследования, методические рекомендации и упражнения могут быть использованы преподавателями-практиками в процессе обучения иностранцев русскому языку, а также учителями национальных школ Российской Федерации.
Литература
2. Василюк И.П. Прикладная лингвокультурология: проблемы отбора и анализа языкового материала для практики обучения русскому языку как иностранному // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 123. С. 105–116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnaya-lingvokulturologiya (дата обращения: 05.08.2024).
3. Воробьев В.В. Лингвокультурология теоретическая и прикладная: современная реальность // Актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии: теория и практика: матер. Междунар. науч.-метод. конф. (Уфа, 12–13 мая 2016 г.) / отв. ред. Ф.Г. Фаткуллина. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С. 3–8. URL: https://www.researchgate.net/publication/343055054 (дата обращения: 03.08.2024).
4. Зализняк А.А. и др. Ключевые идеи русской языковой картины мира: сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. 544 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18823457 (дата обращения: 23.07.2024).
5. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 2003. 349 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19765844 (дата обращения: 24.07.2024).
6. Курьянович А.В., Серебренникова Е.А. Реализация миромоделирующего потенциала концепта ЯЗЫК в учебных текстах: опыт анализа дискурсивного варьирования лингвокультурного концепта // Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. С. 325–337. DOI: 10.17223/18137083/79/23
7. Макшанцева Н.В., Королева С.Б. Преподавание РКИ сквозь призму теории концепта: культура, ментальность, аспекты языка // Язык и культура. 2019. № 47. С. 231–244. DOI: 10.17223/19996195/47/13
8. Разин И.А. Моделирование языкового содержания концепта: лингводидактический аспект // Три «Л» в парадигме современного гуманитарного знания: лингвистика, литературоведение, лингводидактика: сб. науч. ст. М.: Языки Народов Мира, 2024. С. 110–117. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67040846 (дата обращения: 05.09.2024).
9. Сюй Лили. Использование концептуальных исследований в преподавании иностранного языка // Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 21 апреля 2020 г. Нижний Новгород: Нац. исследов. Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2020. С. 202–205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44024962 (дата обращения: 11.09.2024).
10. Тихомирова Е.Е. Специфика изучения базовых концептов русской культуры студентами стран АТР в педагогическом университете // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 1 (57), С. 92–99. URL: https://repo.nspu.ru/bitstream/nspu/3826/1/specifika-izucheniya (дата обращения: 21.07.2024).
11. Цай Дань. Слово «Соль» в русском языке // Казанский вестник молодых ученых. 2019. № 3 (11). С. 38–43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slovo-sol-v-russkom-yazyke (дата обращения: 05.08.2024).
12. Ян Б., Сюань Ч., Дзюба Е.В. Лингводидактическое значение изучения концептов для преподавания русского языка как иностранного (на примере ориентационного концепта место) // Педагогическое образование в России. 2019. № 4. С. 117–125. DOI: 10.26170/po19-04-16
13. Baizakova, V.E., & Atanassova, S.D. (2022). The human mind at the intersection of language and culture: concepts and linguacultural concepts. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 186 (2). DOI: 10.47388/2072-3490/lunn2024-65-1-53-72
14. Bekiyeva, M.J.K. (2022). Development of linguoculturology and interpretation of language and culture in modern linguistics. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 2 (1), 93–102. DOI: 10.24412/2181-2454-2022-1-93-102
15. Bert, P. (2019). On linguoculturology and cultural linguistics. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 17 (4), 6–11. DOI: 10.25205/1818-7935-2019-17-4-6-11
16. Bobojonova, Sh. (2024). Linguoculturology and concept. News of the NUUz, 1 (1.4), 296–300. DOI: 10.69617/uzmu.v1i1.4.2084
17. Temirova, M. (2024; February 21). The concept of “linguo-culturology” and “linguo-mentality” in the field of linguistics. In: Fostering Your Research Spirit (pp. 132–134). Conference Proceedings. DOI: 10.2024/4043rs92
18. Topvoldiev, K. (2022). The problems of the concept of ‘East’ in Linguoculturology. Farg’ona davlat universiteti, 3, 74–74. DOI: 10.56292/SJFSU/vol28_iss3/a74