ПРОБЛЕМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8–11-х КЛАССОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ОТКРЫТОЙ КРАЕВОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОМЕТРИИ им. ПРОФЕССОРА С.А. АНИЩЕНКО
Аннотация
Постановка проблемы. Начиная с 90-х гг. XX в. в российском школьном математическом образовании наметилась тревожная тенденция, связанная со снижением качества геометрической подготовки обучающихся. По истечении почти трех десятилетий эта тенденция усилилась, причем настолько, что заявила о себе как научно-методическая проблема.
Цель статьи – выявление проблем в геометрической подготовке обучающихся 8–11-х классов на основе результатов Открытой краевой олимпиады по геометрии им. профессора С.А. Анищенко, проведенной в 2023/24 учебном году кафедрой математики и методики обучения математике Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
Методология и методы исследования основаны на системно-деятельностном подходе как методологической основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования. Методами исследования являются анализ научной литературы, наблюдение, анализ и систематизация материалов олимпиады по геометрии.
Результаты исследования. Приведен анализ результатов решения заданий заочного и очного туров Открытой краевой олимпиады по геометрии им. профессора С.А. Анищенко среди учащихся 8–11-х классов, проведенной в 2023/24 учебном году. Выделены основные затруднения участников в решении геометрических задач.
Заключение. Полученные результаты подтверждают выводы других исследований о существующих проблемах в геометрической подготовке школьников. Данная закономерность проявляется в каждом классе, что говорит о ее системном характере.
Литература
2. Васильчукова К.А. Проблемы формирования умения решать задачи на геометрические построения у школьников (по результатам опроса учителей математики) // Студенческий научный форум: матер. XVI Междунар. студен. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018035716 (дата обращения: 17.05.2024).
3. Дураков Б.К., Кравцова О.В., Майер В.Р., Подуфалов Н.Д., Семенова Д.В., Шевелева И.В. О некоторых итогах тестирования остаточных знаний по математике в 2022 году // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: матер. междунар. науч.-практ. интернет-конф. МПГУ, 24–28 апреля 2023 г., М., 2023. С. 329–341.
4. Жмурова И.Ю., Васильева А.Ю. Исследование качества подготовки школьников к математическим олимпиадам // Молодой ученый. 2023. № 3 (450). С. 247–249. URL: https://moluch.ru/archive/450/99121/ (дата обращения: 19.04.2024).
5. Журавлева Н.А., Шашкина М.Б. Стереометрия в школе: что изменилось за два года? (по результатам профильного ЕГЭ по математике 2020–2021 гг.) // Математика в школе. 2022. № 2. С. 8–16.
6. Клековкин Г.А. Школьное геометрическое образование: вопросы преемственности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С. 38–43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnoe-geometricheskoe-obrazovanie-voprosy-preemstvennosti (дата обращения: 17.05.2024).
7. Кривко Я.П., Тищенко А.А. Организация и проведение школьных математических олимпиад в 70-х годах XX века: анализ актуальных исследований // Педагогические науки. 2024. № 1 (39). С. 129–138. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.11
8. Майер В.Р., Ларин С.В., Абдулкин В.В. Компьютерная анимация как средство обучения решению прикладных задач в школьном курсе математики // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: матер. V Междунар. науч. конф. 21–24 сентября 2021 г. / СФУ. Красноярск, 2021. С. 573–578.
9. Платонова О.А. Об истории математических олимпиад // Мир транспорта. 2020. Т. 18, № 5. С. 172–189. DOI: https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-172-189
10. Тумашева О.В., Шашкина М.Б. Фиаско ОГЭ по математике 2021 года: какие уроки следует извлечь? // Математика в школе. 2022. № 1. С. 18–26.
11. Шарыгин И.Ф. Нужна ли школе XXI века геометрия? // Математическое просвещение. 2004. Сер. 3, вып. 8. С. 37–52.
12. Шарыгин И.Ф. О математическом образовании России // Образование, которое мы можем потерять: сб. / под общ. ред. ректора МГУ акад. В.А. Садовничего. М.: МГУ, 2003. С. 137–204.
13. Шипицина Н.В. Повышение качества геометрической подготовки с применением ИКТ («GeoGebra») // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. 20 мая 2020 г. Пенза, 2020. С. 12–14.
14. Aboagye, K.O., Ke, Y.D., & Mante, D.A. (2021). Factors influencing students’ perceived difficulties in studying geometry: A case of KonogoOdumasi, Ghana. Open Journal of Social Sciences, 9, 526–540. DOI: https://doi.org/10.4236/jss.2021.99038
15. Di Paola, B., & Buttitta, G. (2022, February). Problems with variation in teaching/learning Geometry: an example of Chinese Cultural Transposition. In: Twelfth Congress of the European Society for Research in Mathematics Education (CERME12) (pp. 1704–1712), Bolzen-Bolzano, Italy.
16. Bernal Pedraza, O.F. (2020). Theoretical framework for research on mathematical olympiads in Latin America. EDU REVIEW. International Education and Learning Review Revista Internacional De Educación Y Aprendizaje, 8 (2), 95–101. DOI: https://doi.org/10.37467/gka-revedu.v8.2661
17. Jablonski, S., & Ludwig, M. (2023). Teaching and learning of geometry – a literature review on current developments in theory and practice. Educ. Sci., 13, 682. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13070682
18. Juman, Z.A.M.S. et al. (2022). Difficulties in learning geometry component in mathematics and active-based learning methods to overcome the difficulties. Shanlax International Journal of Education, 10 (2), 41–58. DOI: https://doi.org/10.34293/education.v10i2.4299
19. Proceedings of the 26th ICMI Study Conference (Advances in Geometry Education), Reims, France INSPÉ. Université de Reims Champagne-Ardenne, April 23–26, 2024.
20. Shi, L., Dong, L., Zhao, W., & Tan, D. (2023). Improving middle school students’ geometry problem solving ability through hands-on experience: An fNIRS study. Frontiers in Psychology, 14, 1126047. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1126047
21. Sulistiowati, D.L., Herman, T., & Jupri, A. (2019). Student difficulties in solving geometry problem based on Van Hiele thinking level. Journal of Physics: Conference Series, 1157 (4), 4 042118. DOI: 10.1088/1742-6596/1157/4/042118/
22. Trinh, T.H., Wu, Y., Le, Q.V. et al. (2024). Solving olympiad geometry without human demonstrations. Nature, 625 (7995), 476–482. DOI: https://doi.org/10.1038/s41586-023-06747-5
23. Turner, N.D. (1978). A historical sketch of the olympiads, national and international. The American Mathematical Monthly, 85 (10), 802–07. DOI: https://doi.org/10.2307/2320626. Accessed 23 Apr. 2024