ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

  • Adolf Vladimir A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-8959-5546
  • Sitnichuk Sergei S. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-6618-5816
  • Timoshenko Elena N. Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»
Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность, комплексная диагностика сформированности, будущий специалист в области физической культуры, поликультурная образовательная среда.

Аннотация

Постановка проблемы. В современных условиях одним из ключевых показателей профессиональной состоятельности специалистов в области физической культуры становится их готовность сберегать и укреплять состояние здоровья, как собственного, так и обучающихся. Сформированная здоровьесберегающая компетентность проявляется через совокупность знаний, умений, навыков и готовности, направленных на поддержание и укрепление здоровья, и служит основой для профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры. Учитывая необходимость всесторонней подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, важно интегрировать в данный процесс педагогическое сопровождение, которое призвано обеспечить формирование данной компетентности.

Цель статьи – теоретическое осмысление, исторический анализ, разработка педагогического сопровождения и диагностики развития здоровьесберегающей компетентности специалиста в условиях поликультурной образовательной среды вуза.

Методология и методы исследования. Методология исследования базируется на комплексе современных подходов: компетентностном, системно-деятельностном, культурологическом и поликультурном. Основные методы исследования представлены анализом и обобщением исторических документов, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.

Результаты исследования. Здоровьесберегающая компетентность специалистов в области физической культуры формируется на основе интеграции знаний философии, психологии, медицины и педагогики. Каждая из этих наук вносит вклад в понимание развития данного качества. Проведен анализ исторического развития идей здоровьесбережения с позиции междисциплинарного подхода. Установлено, что понятие «здоровьесберегающая компетентность» оформилось к концу XX в. и стало ключевой составляющей для профессиональной подготовки специалистов в рамках реализуемых стандартов нового поколения. Проведенный анализ позволил выделить основные этапы педагогического сопровождения по развитию здоровьесберегающей компетентности у будущих специалистов: мотивационно-ценностный, познавательный, практический и рефлексивно-оценочный. Определены ключевые компоненты данной компетентности: когнитивный, деятельностный, мотивационный, рефлексивный. Разработана система диагностики развития здоровьесберегающей компетентности, включающая тесты, проверочные работы, ситуационные задачи, наблюдение за практической деятельностью, анкетирование и рефлексивную оценку. Оценивание проводится на основе четких критериев, таких как качество знаний, навыков, личностные характеристики и обратная связь от обучающихся.

Заключение. Предложенные педагогическое сопровождение и система оценивания развития здоровье-сберегающей компетентности будущего специалиста в области физической культуры могут быть реализованы в процессе профессиональной подготовки.

Литература

1. Адольф В.А., Адольф К.В., Юрчук Г.В. К вопросу формирования культуры здоровья молодого поколения россиян: проблемы, перспективы, опыт // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий: матер. Х Всерос. науч.-практ. конф., Абакан, 27 октября 2023 г. Абакан: Хакасс. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2023. С. 76–77.
2. Адольф В.А., Ситничук С.С., Попованова Н.А. Организация физического воспитания инностранных студентов в рамках смешанного формата обучения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2024. № 1 (67). С. 16–25.
3. Адольф В.А., Ситничук С.С., Черепанова А.И. Особенности проектирования предметно-методического учебного модуля для студентов направления подготовки Педагогическое образование // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 4 (54). С. 29–38. EDN: CLGGVC. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-54-4-239
4. Адольф В.А., Адольф К.В., Савчук А.Н. Роль педагога-наставника в подготовке будущего педагога по физической культуре // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сборник матер. XXVI Всеросс. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 25–30 сентября 2023 г. Ростов-на-Дону: Рост. гос. эконом. ун-т «РИНХ», 2023. С. 12–17.
5. Бикеева Т. В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профес-сионального стандарта педагога» // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). С. 468–471.
6. Бортникова С.А., Шишов В.В. Роль внеурочной деятельности по физической культуре в формировании здоровьесберегающей компетентности младших школьников // Культура физическая и здоровье современной молодежи: матер. III Междунар. науч.-практ. конф., Воронеж, 15 сентября 2020 г. / редкол.: Н.И. Бугаков и др.; под ред. А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2020. С. 152–156.
7. Влияние физической культуры на здоровье студентов / Л.В. Коновалова [и др.] // Сибирский научный вестник. 2018. № 3 (33). С. 17–22.
8. Вялова Н.В., Шутова О.С. О проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области здоровьесбережения детей // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2020. № 1. С. 147–153.
9. Зверев С.М., Слободчиков В.И. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту // Педагогика. 2018. № 4. С. 3–10.
10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 632 с. EDN: XCULWV.
11. Кожанова О.В., Андрюшина А.В., Пятикова С.В. Здоровьесберегающая профессиональная компетентность педагога // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality: Materials of the V international scientific conference, Prague, 10–11 февраля 2019 г. Prague: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2019. С. 17–18.
12. Кокаева И.Ю., Хубешты Г.Ф. Развитие культуры здоровья как способ управления качеством образования // Педагогическая деятельность как творческий процесс: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Грозный, 29 октября 2022 г. Махачкала: АЛЕФ, 2022. С. 301–307. EDN: CNBGWE.
13. Кузнецов А.В., Мамакина И.А. Формирование здоровьесберегающей компетентности как методологическая стратегия прикладной физической подготовки в вузе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2020. № 6. С. 49–55.
14. Курочкина И.А. Здоровьесберегающая компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений // Акмеология профессионального образования: матер. 16-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17–18 марта 2020 г. Екатеринбург: Росс. гос. професс.-пед. ун-т, 2020. С. 212–215.
15. Рыбина И.Р. Сущность понятия здоровьесберегающая компетентность // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3 (66). С. 258–262.
16. Ситничук С.С., Плиева М.В. Здоровьесбережение обучающихся на уроках физической культуры // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий: матер. IХ Всеросс. науч.-практ. конф., Абакан, 28 октября 2022 г. Абакан: Хакасс. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2022. С. 137–138.
17. Ситничук С.С., Муравьева О.Н. Практико-ориентированная подготовка педагога по ФК: особенности, проблемы и возможные пути решения // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: матер. науч.-практ. конф., Красноярск, 27 октября 2016 г. / отв. ред. Г.Н. Казакова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 39–40.
18. Тяжкий В.С., Ситничук С.С., Кудрявцев М.Д. Сохранение психологического и физического здоровья младших школьников на уроках физической культуры // Дискурс. 2018. № 2 (16). С. 62–70.
19. Шклярова О.А., Григоренко Е.Н. Здоровьесберегающая компетентность педагогов // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2020. № 2. С. 34–45.
20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с. EDN: OFJKFI.
21. Bailey, R. (2006). Physical education and sport in schools: A review of benefits and outcomes. Journal of School Health, 76 (8), 397–401.
22. McKenzie, T.L., & Lounsbery, M.A. (2013). Physical education teacher effectiveness in a public health context. Research Quarterly for Exercise and Sport, 84 (4), 419–430.
23. Dziuban, Ch., Graham, Ch.R., Moskal, P.D., Norberg, А., & Sicilia, N. (2018). Blended learning: the new normal and emerging technologies. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 15 (3). DOI: 10.1186/s41239-017-0087-5-24
24. Guo, Ph.J., Kim, J., & Rubin. R. (2014). How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos [Conference session]. ACM Conference on Learning @ Scale. Atlanta, Georgia, USA. DOI: 10.1145/2556325.2566239
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
A., A., S., S., & N., T. (2024). ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 70(4), 32-44. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/584