МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Ключевые слова: методическая система, профессиональная компетенция, письменная речь, нефилологический факультет, студенты-узбеки, дифференцированный подход.

Аннотация

Постановка проблемы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования письменной компетенции у студентов нефилологических факультетов высших учебных заведений в соответствии с современными требованиями цифрового образовательного пространства.

Цель статьи – представить характеристику методической системы формирования письменной компетенции студентов неязыкового вуза, построенной на основе дифференцированного подхода в условиях цифровизации образовательного пространства вуза.

Методология и методы исследования: в основу исследования положены практико-ориентированный подход с соответствующими ему методами исследования, включающими методы анализа специальной литературы и нормативных документов, анализ научных публикаций и образовательного опыта в области сформулированной проблемы; компетентностный, коммуникативный и дифференцированный подходы, обеспечивающие обучающимся позицию активного субъекта образовательного процесса и позволяющие сконцентрировать внимание на характерных особенностях формирования письменной и речевой компетентности студентов.

Результаты исследования. Разработанная методическая система внедрена в образовательный процесс Андижанского государственного университета для подготовки студентов узбекской национальности, обучающихся на первом курсе неязыковых факультетов. В рамках опытно-экспериментальной работы выявлены и апробированы организационно-педагогические условия формирования письменной компетенции студентов неязыкового вуза.

Заключение. Реализация разработанной методической системы формирования письменной компетенции студентов неязыковых факультетов обеспечивает системное формирование профессиональных компетенций студентов-узбеков, способствует их вовлеченности в научные исследования, что в результате приводит к повышению качества подготовки специалистов.

Литература

1. Алимов Ф.Ш., Фахрутдинова Р.А. Лингвометодологические проблемы формирования письменной компетентности студентов в условиях цифровизации: монография. Ташкент: Фан Зиеси, 2022. 128 с.
2. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования, опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 31–33. DOI: http://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-2-10103
3. Арзуманова Р.А., Гостева Ю.Н., Бокижанова Г.К. Формирование академической грамотности у иностранных студентов-билингвов в цифровую эпоху // Modern Humanities Success. 2024. № 3. С. 60–64. DOI: https://doi:10.58224/2618-7175-2024-3-60-64
4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. 2-е изд., стер. М.: Юрайт, 2024. 184 с. URL: https://urait.ru/bcode/538013 (дата обращения: 21.10.2024).
5. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // AlmaMater. 2002. № 7. С. 55–56.
6. Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В. Формирование профессиональных компетенций студентов горных специальностей методом ступенчатого погружения в производственную среду // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2023. № 4 (66). С. 5–17. URL: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/525 (дата обращения: 21.10.2024).
7. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21594618 (дата обращения: 22.10.2024).
8. Иванова Л.И., Васильева А.Г. Адаптивный подход к отбору электронных образовательных ресурсов (на примере преподавания иностранного языка) // Мир университетской науки: культура, образование. 2024. № 2. С. 27–34. DOI: http://doi.org/10.18522/2658-6983-2024-2-27-34
9. Катышева Е.Е. Коммуникативные компетенции будущих специалистов среднего звена как педагогический феномен // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 4 (58). С. 108–113. DOI: http://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-308
10. Кудряшова Н.В., Острикова Т.А. Единые для школьников и студентов виды письменных работ по русскому языку и литературе: интонационный диктант фразово-предложенческий и текстовый (партитурный) // Вестник оренбургского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (25). С. 214–226. DOI: https://doi:10.32516/2303-9922.2018.25.20
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
12. Титова С.В. Обучение иноязычной письменной речи в цифровой среде вуза // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2023. № 2 (28). С. 302–316. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-302-316
13. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89–93. URL: https://repository.kpfu.ru/?p_id=105070 (дата обращения: 23.10.2024).
14. Ahiskali, E., & Maltepe, S. (2023). The effect of creative writing activities on pre-service teachers’ narrative text composing skills. Journal of Pedagogical Research, 7 (4). 263–274. DOI: https://doi.org/10.33902/JPR.202321313 (access date: 23.10.2024 ).
15. Dabyltayeva, R., Dabyltayeva, N., & Kuratova, O. (2016). The professionally oriented foreign language teaching at non-linguistic faculties of universities. The Social Science, 11 (4), 513–522. DOI: https://doi.org/10.3923/sscience.2016.513.522
16. Fang, X. (2023). English-language creative writing in a Chinese context: translation as a supplement. Journal New Writing, 20 (4), 420–438. DOI: https://doi.org/1080/14790726.2023.2185262
17. Malik, M.A., Azam, T., Pathan, H., & Khatoon, S. (2022). Influence of mother tongue on English writing: An error-analysis study about Grade 9 students in Pakistan. 3L: Language, Linguistics, Literature, 28 (2), 83–95. DOI: https://doi.org/10.17576/3L-2022-2802-06
18. Soh, S.B. (2022). Task complexity and pre-writing condition: Exploring Malaysian L2 learners’ perceptions on argumentative writing. 3L: Language, Linguistics, Literature, 28 (4), 29–48. DOI: https://ejournals.ukm.my/3l/article/view/57001/13620 (access date: 23.10.2024).
19. Şahin, A. (2021). Feasibility of using comparative judgement and student judges to assess writing performance of English language learners. Journal of Pedagogical Research, 5 (4). 140–154. DOI: https://doi.org/10.33902/JPR.2021474154
20. Stikhina, I., & Erofeeva, E. (2024). Teaching a second foreign language at a modern non-linguistic university: challenges and prospects. Philological Class, 29 (1), 170–182. DOI: https://doi.org/10.26170/2071-2405-2024-29-1-170-182
21. Wong, K.M., & Moorhouse, B.L. (2021). Digital competence and online language teaching: Hong Kong language teacher practices in primary and secondary classrooms. System, 103. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102653
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Sh., A. (2024). МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 70(4), 45-55. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/585