ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ КАК КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ
Аннотация
Постановка проблемы. Актуальным направлением современной лингвистики является разработка методологического инструментария, который эксплицирует способы и средства речевого воздействия, в том числе в области художественной коммуникации. Особый интерес представляет лингвистическое моделирование системы образов, восходящих к фундаментальной аксиологии лингвокультуры и, соответственно, обладающих значительным ориентирующим потенциалом. Тем самым формируется проблемное поле, содержание которого включает идентификацию и системное описание культурологически маркированных образов как инструментов эффективного воздействия на адресата. Лингвистическое моделирование таких образов включает концептуальный и репрезентационный аспекты, то есть оформление концептуальных областей и выбор языковых репрезентаций, которые объективируют эти концептуальные области при конструировании образной реальности.
В фокусе данного исследования ‒ образ сада как культурного кода, управляющего процессом конструирования возможных миров в художественном дискурсе.
Цель исследования состоит в выявлении концептуальных областей и средств лингвистического моделирования образа сада как управляющего параметра дискурсивизации.
Методология исследования базируется на систематизации современных научных разработок в области когнитивной лингвистики [Болдырев, 2013; Лакофф, 2004; Croft, Cruse, 2004]; лингвокультурологии [Афанасьева и др., 2019; Зыкова, 2017; Язык, культура, социум…, 2023]; лингвоаксиологии [Лингвистика и аксиология…, 2011; Серебренникова, 2017; Kolmogorova, Kozachina, 2020]; лингвистической прагматики [Чернявская, 2021; Yule, 2000].
В работе используются методы дискурсивного, интерпретационного, контекстуального и лингвоаксиологического анализа.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлены концептуальные области лингвистического моделирования образа сада в британском художественном дискурсе: внешние эффекты, внутренние переживания, профессиональная деятельность, социальные отношения, философия жизни. В области внешних эффектов моделируются такие компоненты образа, как: красота, элегантность, яркость, гармония. В области внутренних переживаний концептуализируется широкий диапазон эмоциональных состояний. В области профессиональной деятельности моделируется образ ландшафтного дизайнера. В области социальных отношений конструируются переживание и осмысление аффилиации с социальной группой. В контексте философии жизни моделируется вектор гуманизации естественной среды обитания языковой личности. Установлено, что образ сада является аксиологическим аттрактором, который формирует систему ценностно-оценочных координат искурсивизации.
Заключение. Лингвистическое моделирование художественных образов как культурных кодов является эффективным инструментом воздействия на адресата. В ранге культурных кодов художественные образы активируют фундаментальные ценности лингвокультуры и моделируют широкий диапазон когнитивных переживаний и прагматических эффектов. Лингвистическое моделирование художественных образов как культурных кодов представляет собой сложный процесс, который включает конструирование и репрезентацию ряда концептуальных областей, как то: внешние эффекты, внутренние переживания, социальные отношения, профессиональные компетенции и философия жизни. Комплексный характер лингвистического моделирования образной реальности формирует прагматическую силу художественного дискурса.
Литература
2. Болдырев Н.Н. Структурирование опыта и интегрирование смысла в высказывании // Когнитивные исследования языка / гл. ред. серии Н.Н. Болдырев; М-во обр. и науки РФ, Рос. акад. наук, Ин-т языкознания РАН, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина / отв. ред. Н.А. Беседина. 2013. Вып. XIII: Ментальные основы языка как функциональной системы: сб. науч. тр. С. 18–30.
3. Зыкова И.В. Метаязык лингвокультурологии: КОНСТАНТЫ И ВАРИАНТЫ. М.: Гнозис. 2017. 752 с.
4. Казыдуб Н.Н. Интерпретация культурных кодов в билингвальной среде: лингводидактический аспект // Теория и методика преподавания иностранных языков и культур в условиях поликультурного общества: матер. X Всеросс. науч.-практ. конф. Красноярск, 6–7 декабря 2021 г. / отв. ред. И.А. Майер; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 71‒81.
5. Казыдуб Н.Н., Сергеева Д.А. Лингвистическое моделирование образа будущего в политическом дискурсе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022. № 2 (33). С. 64–76. DOI: https://doi.org/10.51955/23121327_2022_2_64
6. Казыдуб Н.Н., Го Сяотун. Лингвоаксиологическое моделирование рекламной коммуникации: концептуальный и стратегический аспекты // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2023. № 3 (65). С. 134–143.
7. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И.Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
8. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: колл. монография / отв. ред. Л.Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. 352 с.
9. Семенова Т.И. Лингвокреативность в дискурсивном конструировании еды будущего в медиадискурсе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2023. № 1 (36). С. 181–194. DOI: 10.51955/2312-1327_2023_1_181
10. Серебренникова Е.Ф. Текст и дискурс: на пути формирования методологии и инструментария лингвистического аксиологического анализа // Текст: дискурсивное проявление и коммуникативная практика: сб. науч. ст. в честь доктора филологических наук, профессора Л.Г. Викуловой / под общ. ред. Е.Г. Таревой. М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2017. С. 34‒45.
11. Чернявская В.Е. Текст и социальный контекст: Социолингвиcтический и дискурсивный анализ смыслопорождения. М.: ЛЕНАНД, 2021. 208 с.
12. Язык: жизнь смыслов vs смысл жизни: монография / под науч. ред. д-ра филол. наук, проф. Н.А. Боженковой, д-ра филол. наук, проф. М.Р. Желтухиной. М.: ИНФРА-М, 2023. 294 с. (Научная мысль). DOI: 10/12737/1946199
13. Язык, культура, социум: essentia et existentia: монография / Л.Г. Викулова, Г.А. Ермоленко, А.В. Жукоцкая [и др.]; отв. ред. С.В. Черненькая. М.: МГПУ; Книгодел, 2023. 152 с.
14. Croft, W., & Cruse, D.A. (2004). Cognitive linguistics. Cambridge University Press.
15. Crystal, D. (2000). The Cambridge encyclopedia of language. Cambridge University Press.
16. Kolmogorova, A.V., & Kozachina, A.V. (2020). Discursive strategies of legitimating of institutionalized values in educational settings: experience of Japan. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 13 (12), 1985‒1994. DOI: 10.17516/1997-1370-0698
17. Trnka, R., Poláčková, Ś. I., & Tavel, P. (2018). Component of cultural complexity relating to emotions: A conceptual framework. New Ideas in Psychology, 51, 27‒33. DOI: https://doi.org/10:1016/j.newideapsych.2018.05.001
18. Yule, G. (2000). Pragmatics. Oxford University Press.