ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ» В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассматривается вопрос формирования языковых компонентов коммуникативной компетенции на занятиях по внеаудиторному чтению (дисциплина «Русский язык как иностранный»). С одной стороны, актуальна обоснованность требований ФГОС ВО1, учитывающих необходимость формирования способности иностранных курсантов «применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия»1, что самым непосредственным образом реализуется на занятиях по дисциплине «Русский язык как иностранный» (обучение языку специальности); с другой – необходимость формирования способности иностранных курсантов «анализировать и учитывать разнообразие культур в межкультурном взаимодействии»1, что должно учитываться при проведении самостоятельной работы под руководством преподавателя на занятиях по внеаудиторному чтению.
Цель статьи – описать основные языковые компоненты коммуникативной компетенции, необходимые для формирования у обучающихся практических навыков и умений устной диалогической, монологической речи и письма; показать проектное решение совершенствования процесса обучения русскому языку как иностранному в военном вузе с помощью материалов модели внеаудиторного практикума «Коммуникативно-дидактический курс обучения русскому языку как иностранному».
Методология и методы исследования. В методологии исследования можно выделить два основных этапа: первый – анализ нормативных правовых документов в сфере высшего образования и обобщение методических источников по проблеме исследования; второй – описание критериев разработанной автором методики формирования языковых компонентов коммуникативной компетенции.
Заключение. Решение сложных комплексных задач при работе с аутентичными текстами периодического издания «Красная звезда», учитывающих как профессиональное развитие и становление обучающихся, так и особенности межкультурного взаимодействия, по мнению автора, возможно лишь с учетом потребностей иностранных курсантов в формировании языковых компонентов коммуникативной компетенции. Результатом такого уровня формирования коммуникативной компетенции, которая позволяет использовать русский язык не только как средство межкультурного взаимодействия на уровне международных стандартов в социальной сфере, но и как средство академического и профессионального взаимодействия, может стать специально разработанный автором внеаудиторный практикум «Коммуникативно-дидактический курс обучения русскому языку как иностранному».
Литература
2. Дмитриева Д.Д. Виды упражнений для обучения устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному (на начальном этапе обучения) // Корельский научный журнал. 2018. № 1 (22). С. 29–33.
3. Дмитриева Д.Д. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по русскому языку как иностранному // Региональный вестник. 2019. № 12 (27). С. 40–41.
4. Китов А. Подвиг героев на подступах к Москве // Красная звезда. 20.11.2024. № 172 (28238).
5. Кожевников А. Офицер – больше чем профессия // Красная звезда. 29.11.2024. № 179 (28245).
6. Костомаров В.Г. Стилистика, любовь моей жизни. СПб.: Златоуст, 2019. 185 с.
7. Красноперова Л.С., Токарева Т.Е. Лингводидактическая стратегия обучения русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки. М.: Военный университет, 2011. 36 с.
8. Кукса П.В. Газетная статья в структуре занятия по русскому языку как иностранному // Традиции, новации и перспективы преподавания русского языка как иностранного в военном вузе: сб. науч. ст. Пенза: ВА МТО, 2024. С. 72–79.
9. Лингводидактика в сфере преподавания русского языка как иностранного: метод. рекомендации / сост. А.Б. Карпенко. Самара: Изд-во ун-та, 2024. 48 с.
10. Митрофанова И.И. Основные трудности изучения публицистического текста в поликультурной аудитории // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2020. № 25-2. С. 210–214.
11. Профессиональный разговор: Открытый урок: кол. монография / под ред. проф. Т.Е. Токаревой; кол. авт. М.: ОнтоПринт, 2019. Вып. 3: Частная методика преподавания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». 246 с.
12. Самчик Н.Н. Трудности при изучении грамматики русского языка и пути их преодоления // Региональный вестник. 2019. № 23 (38). С. 39–40.
13. Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Коммуникативный аспект в методике преподавания русского языка как иностранного // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). С. 87–91.
14. Хабарова М.С. Из опыта работы с публицистическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному // Русский язык в военном вузе. 2024. № 3 (15). С. 39–45.
15. Хазиев А. Прикосновение к судьбе // Красная звезда. 27.08.2024. № 111 (28177).
16. Хайремдинов Л. Волевой настрой наших героев не оставляет врагу никаких шансов // Красная звезда. 04.12.2024. № 182 (28248).
17. Хакунова Ф.П. Психолого-педагогические аспекты организации эффективного учебного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 6. С. 99–102.