ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ИНЖЕНЕРНОЙ СФЕРЕ
Аннотация
Постановка проблемы. В условиях цифровизации экономики и образования, трансформации рынка труда возникает необходимость ранней профессионализации школьников, особенно в инженерно-технической сфере. Традиционные методы обучения математике, ориентированные на репродуктивное усвоение знаний, не обеспечивают формирования исследовательских и проектных компетенций, что приводит к разрыву между требованиями профессиональной среды и уровнем школьной подготовки.
Цель статьи – разработать подход к организации проектной деятельности по математике, обеспечивающей раннюю профессионализацию школьников в инженерной сфере.
Методология и методы исследования. В основе исследования лежат системный, деятельностный и компетентностный подходы, интегрированные с теориями проектного обучения. Использованы методы теоретического анализа научной литературы, экспертных оценок и педагогический эксперимент. Для реализации проектов применялись цифровые инструменты (КОМПАС-3D, REMPLANNER, Garden Planner) и онлайн-сервисы (Яндекс Диск, Яндекс Телемост, Яндекс Таблицы, Яндекс Трекер, Яндекс Формы и др.).
Результаты исследования. Разработан и апробирован подход к организации проектной деятельности по математике, обеспечивающей раннюю профессионализацию школьников в инженерной сфере и включающей совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов деятельности от выбора темы до оценки результатов. На примере проекта по созданию глэмпинга продемонстрированы возможности интеграции математических методов, инженерных задач и современных цифровых технологий в процесс профессионального самоопределения школьников. Показано, как проектная деятельность по математике способствует освоению навыков пространственного моделирования, экономических расчетов и командной работы, что подтверждено результатами педагогического эксперимента.
Заключение. Предложенный в работе подход к организации проектной деятельности по математике создает условия для ранней профессионализации школьников через развитие математических компетенций и формирование осознанного выбора будущей профессии.
Результаты исследования обосновывают необходимость внедрения подобных практик в образовательный процесс. В перспективе планируется расширить апробацию результатов работы на разные ступени и профили обучения, провести интеграцию подхода в междисциплинарные программы, развить цифровой компонент для моделирования и анализа данных, а также провести лонгитюдные исследования по оценке влияния предложенного подхода на успешность профессионального самоопределения и качество математической подготовки школьников.
Литература
2. Васенина-Кириллова О.А., Распопова Е.Н. Роль и место практико-ориентированных задач в предмете «Математика» // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2025. № 2(8). URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/267 (дата обращения: 10.07.2025).
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
4. Гумерова Е.И., Вайнштейн Ю.В. Первые шаги в инженерии: ранняя профессионализация школьников через проектную деятельность при обучении математике // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. СПб.: РГПУ, 2025. С. 45–58.
5. Гумерова Е.И. Профориентационная работа со школьниками по математике в смешанном формате // Информатизация образования и методика электронного обучения / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. С. 152–155.
6. Евстифеева Т.В. Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения математике // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2025. Т. 9, № 2. С. 265–274. DOI: 10.21603/2542-1840-2025-9-2-265-274
7. Иванов В.Н., Якимов О.Г. К вопросу о сущности профессионального самоопределения современных школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 3 (99). С. 201–207.
8. Попова Е.В. Проблема ранней профессионализации в современном среднем общем образовании // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ranney-professionalizatsii-v-sovremennom-srednem-obschem-obrazovanii (дата обращения: 04.08.2025).
9. Сагателова Л.С. Диагностический инструментарий оценки уровней математической образованности обучающихся общеобразовательных организаций // Доказательная педагогика, психология. 2022. № 2. C. 20–26. DOI: 10.18323/2221-5662-2022-2-20-26
10. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Волгоград: Перемена, 2000. 148 с.
11. Хрянина И.М., Гаврилова М.А. Использование практико-ориентированных заданий в обучении математике // Theoria. 2021. № 1(2). С. 34–42.
12. Burgumbaeva, S. (2019). The problems of teaching mathematics in a school with practice-oriented content. Bulletin of Pedagogic Sciences, 4 (61), 128–135. URL: https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/620/551 (access date: 10.08.2025).
13. Burke, K.M., Shogren K.A., Parente A., Alsaeed A., Myers A.M., & Aleong S. (2024). Self-determination research: current and future directions. Behavioral Sciences, 14 (7), 613. URL: https://doi.org/10.3390/bs14070613 (access date: 10.08.2025).
14. Fitrah, M., et al. (2025). The impact of integrated project-based learning and flipped classroom on students’ computational thinking skills. Education Sciences, 15 (4), 448. DOI: 10.3390/educsci15040448. Available at: https://www.mdpi.com/2227–7102/15/4/448
15. Hoffmann, M., & Biehler, R. (2023). Implementing profession orientation as a design principle for overcoming Klein’s second discontinuity – preservice teacher’s perspectives on interface activities in the context of a geometry course. Zdm Mathematics Education, 55, 737–751. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-023-01505-3
16. Kaziya, K. (2025). A meta-analysis of the impact of project-based learning on mathematics achievement: A case study of Kalomo District Schools, Zambia. International Journal of Research and Innovation in Social Science, 9 (6), 1666–1695. DOI: 10.47772/IJRISS.2025.906000132
17. Kusumawardani, D., Rahmawati, Y., & Hadinugrahaningsih, T. (2024). Project-based learning as a catalyst for 21st-Century skills and high school education. Heliyon, 10 (10), e260197. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e260197. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844024160197
18. Lee M.Y., & Lee J.S. (2025). Project-based learning as a catalyst for integrated STEM education. Education Sciences, 15 (7), 871. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci15070871
19. Lin K.Y., Hsu Y.S., & Lin Y.C. (2021). Effects of infusing the engineering design process into STEM project-based learning. International Journal of STEM Education, 8 (1), 44. DOI: 10.1186/s40594-020-00258-9
20. Markula A., & Aksela M. (2022). The key characteristics of project-based learning: how teachers implement projects in K-12 science education. Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research, 4 (2). DOI: 10.1186/s43031-022-00046-3
21. Rézio S., Andrade, M.P., & Teodoro, M.F. (2022). Problem-based learning and applied mathematics. Mathematics, 10 (16), 2862. DOI: https://doi.org/10.3390/math10162862 (access date: 10.08.2025).
22. Zhang L., & Ma Y. (2023). A study of the impact of project-based learning on student learning effects: a meta-analysis study. Frontiers in Psychology, 14, 1202728. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1202728







