ПРИЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ О ВОЙНЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5–6-х КЛАССАХ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье представлены возможности приема визуализации как деятельностной основы для изучения современных произведений о войне, недавно включенных в школьную программу по литературе 5–6-х классов. Методические рекомендации направлены на решение проблемы поиска новых подходов в обучении литературе, учитывающих особенности восприятия и мышления современного подростка.
Цель статьи – выявить специфику визуализации как методического приема и обозначить возможные варианты его использования в процессе изучения темы военного детства на уроках литературы в 5–6-х классах.
Методология (материалы и методы) исследования в части теорий/подходов/концепций. В процессе исследования использовалась система педагогических методов: изучение источников, их анализ и обобщение (история приема визуализации в обучении литературе, соотношение понятий «визуализация» и «наглядность», в статье представлен обзор методических работ XX – начала XXI в.), проектирование и разработка занятий, проведение констатирующего (опрос) и формирующего эксперимента.
Результаты исследования. Сформулированы выводы об эффективности использования визуализации в изучении современной военной прозы на уроках литературы, аналитическом характере деятельности учащихся на основе исследуемого методического приема, развивающем и воспитательном потенциале подобных форм обучения. Выявлены и описаны корректные и адекватные художественному материалу формы визуализации, возможные к использованию на уроках литературы в 5–6-х классах.
Заключение. Предложенные в статье методические рекомендации опираются на общедидактические принципы учета возрастных и психологических особенностей обучающихся и направлены на повышение эффективности формирования личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов обучения литературе. Экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования: визуализация способствует высокой включенности обучающихся в деятельность на уроке литературы, облегчает понимание идеи художественного произведения, создает положительную учебную мотивацию.
Литература
2. Корчма Н.В. «Я хочу читать...» Возродим традиции семейного чтения // Литература в школе. 2013. № 7. С. 37–40.
3. Котова Т.Ю. Составление синквейнов как эффективная форма организации чтения книг современными подростками // Литература в школе. 2013. № 12. С. 32–35.
4. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско-подростковой и юношеской литературе: метод. рекомендации. М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2017. 158 с. URL: https://kudrovo.vsevobr.ru/images/articles/2017/new/navigator_po_lit-re.pdf (дата обращения: 15.07.2025).
5. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / сост. Т.Г. Браже. М., 1971. С. 166–211. URL: https://djvu.online/file/E5NP8hfuDtwFS (дата обращения: 15.07.2025).
6. Ноготкова А.Г. Музей проживания книги как технология работы с художественным текстом. Эдуард Веркин «Облачный полк» // Детская книга: теория, практика, перспективы: матер. Всеросс. науч. конф. с междунар. участием (Ярославль, 14–15 ноября 2022 г.) / сост. Е.В. Красулина,
О.Н. Скибинская. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 71–78. URL: https://childbook.lib48.ru/forum/muzej-prozhivaniya-knigi-kak-tehnologiya-raboty-s-hudozhestvennym-tekstom-eduard-verkin-oblachnyj-polk/ (дата обращения: 20.07.2025).
7. Панченко Д.В. Визуальные метафоры как вектор анализа поэтического текста // Литература в школе. 2020. № 2. С. 98–108. DOI: 10.31862/0130-3414-2020-2-98-108. URL: http://litsh.ru/wp-content/uploads/2020/05/2020-2-98.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
8. Подругина И.А., Максимова А.А. Визуализация на уроках литературы как средство развития творческих способностей школьника // Литература в школе. 2021. № 6. С. 74–82. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-6-74-82. URL: http://litsh.ru/wp-content/uploads/2022/12/2021-6-7482.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
9. Романичева Е.С. «Много может дать фотография»: статья М.А. Рыбниковой «Фотомонтаж в руках словесника» // Литература в школе. 2023. № 6. С. 116–122. DOI: 10.31862/0130-3414-2023-6-116-122. URL: http://litsh.ru/wp-content/uploads/2024/02/2023-6-116122.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
10. Рыбникова М.А. Фотомонтаж в руках словесника // Искусство и дети. 1931. № 6. С. 3–6.
11. Сосновская И.В., Терентьева Н.П. Искусство как ресурс самостояния человека (к урокам литературы на материале произведений о Великой Отечественной войне) // Литература в школе. 2025. № 2. С. 65–76. DOI: 10.31862/0130-3414-2025-2-65-76. URL: http://litsh.ru/wp-content/uploads/2025/04/2025-2-65.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
12. Сосновская И.В. Методические ресурсы феномена визуализации в обучении литературе // Литература в школе. 2021. № 1. С. 94–107. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-1-94-107. URL: http://litsh.ru/wp-content/uploads/2023/01/2021-1-94107.pdf (дата обращения: 18.07.2025).
13. Сосновская И.В., Сосновский И.З. Создание музейных экспозиций на уроке литературы как путь к смыслу художественного текста // Литература в школе. 2022. № 2. С. 58–73. DOI: 10.31862/0130-3414-2022-2-58-73. URL: http://litsh.ru/wp-content/uploads/2022/12/2022-2-5873.pdf (дата обращения: 15.07.2025).
14. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 81–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-vizualizatsiya-suschnost-ponyatiya-i-ego-rol-v-obuchenii-yazyku (дата обращения: 10.07.2025).
15. Терентьева И.Н. Визуальное, слишком визуальное… (к характеристике иконического поворота в современных медиа и актуальных медиаисследованиях) // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2012. № 2. С. 29–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-slishkom-vizualnoe-k-harakteristike-ikonicheskogo-povorota-v-sovremennyh-media-i-aktualnyh-mediaissledovaniyah (дата обращения: 15.07.2025).
16. Трухан И.А., Трухан Д.А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 113–115. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32992 (дата обращения: 01.08.2025).
17. Юдин Л.А. Драматургический потенциал графического романа: поэтика синкретизма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 186–190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgicheskiy-potentsial-graficheskogo-romana-poetika-sinkretizma (дата обращения: 20.07.2025).
18. Gilbert, K.J. (2006). Visualization in Science Education. Springer Science & Business Media. DOI: 10.1007/1-4020-3613-2. URL: https://www.researchgate.net/publication/263544430 (access date: 03.07.2025).
19. Buzan, T., & Buzan, B. (2003). The Mind Map Book. London. URL: https://archive.org/details/mindmapbook0000buza (access date: 10.07.2025).







