ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Pilyugina Svetlana A. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского https://orcid.org/0000-0003-2869-027X
  • Sergeeva Marina G. Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы https://orcid.org/0000-0001-8365-6088
  • Petrova Marina G. Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы https://orcid.org/0000-0002-9147-6199
Ключевые слова: субъектность, профессиональная субъектность учителя, технология развития профессиональной субъектности учителя, система дополнительного профессионального образования, образовательная организация дополнительного профессионального образования учителей.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье рассматриваются различные аспекты профессиональной субъектности учителя и обоснование необходимости разработки и реализации технологии развития профессиональной субъектности учителя в организации дополнительного профессионального образования.

Цель статьи – представить технологию развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования и обосновать содержательные характеристики каждого ее этапа.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются личностный и деятельностный подходы, позволяющие трактовать учителя, обучающегося в системе дополнительного профессионального образования, как личность, как деятеля, управляющего собственной учебной деятельностью, несущего ответственность за ее процесс и результаты. Методами исследования стали изучение научных работ российских и зарубежных ученых; анализ организации обучения в системе дополнительного профессионального образования, ориентированного на профессиональное развитие учителя, на развитие его профессиональной субъектности; описание технологии развития профессиональной субъектности учителя.

Результаты исследования. На основании личностного и деятельностного подходов разработана технология развития профессиональной субъектности учителя в организации дополнительного профессионального образования. Представлены ее основные слагаемые: цель, задачи – и этапы (исследовательский, прикладной, сопоставительно-обобщающий). Каждый из этапов детально охарактеризован, описаны основные виды деятельности, осуществляемые в рамках конкретного этапа, представлены способы реализации такой деятельности.

Заключение. Представленная в статье технология развития профессиональной субъектности учителя в организации дополнительного профессионального образования представляет собой целостное образование, компоненты которого тесно связаны, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимовлияния. Данная технология способствует решению проблемы более полной подготовки учителей к реализации трудовых функций и действий, федеральных государственных образовательных стандартов основного образования через развитие их профессиональной субъектности, получение новых компетенций, необходимых для выполнения функций учителя-руководителя детских проектных команд, учителя – наставника, учителя-тьютора и пр. Профессиональная субъектность учителя опирается на умения регуляции им собственной профессиональной деятельности, направленной на организацию учебной деятельности обучающихся, а также на умения регуляции учителем собственной учебной деятельности в процессе повышения квалификации. Развитие профессиональной субъектности предоставляет учителю возможность более полной адаптации к педагогической профессии.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
3. Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека. М.: Наука, 1977. 218 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2020. 288 с.
5. Бондаренко Е.В. Профессиональное воспитание и формирование профессионально-субъектной позиции у студента // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2010. № 4 (28). С. 5–8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-i-formirovanie-professionalno-subektnoy-pozitsii-u-studenta (дата обращения: 16.06.2025).
6. Бондаренко Е.В. Условия превенции профессиональных ошибок студентов-медиков в процессе обучения // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-4. С. 38–40. DOI: 10.18411/lj-08-2020-125
7. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Дружинин В.Н. Проблема субъекта в психологической науке: монография / Российская академия наук. Институт психологии. М.: Академический проект, 2000. 320 с.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Инт-та практической психологии, 1996. 392 с.
9. Будникова С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 5. С. 14–22. DOI: 10.17759/pse.2017220502
10. Будникова С.П. Оценка выпускниками педагогического направления подготовки своей готовности к осуществлению профессиональной педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. С. 112–123. DOI: 10.17759/pse.2018230511
11. Залевская А.А. Развитие профессиональной субъектности личности в условиях цифровизации общества. Новочеркасск: Смена, 2023. 186 с.
12. Крылова Н.Б. Современный взгляд на соотношение основных понятий раздела технологий в педагогической науке и практике // Письма в Emissia. Offline. 2002. № 1. URL: http://www.emissia.org/offline/2002/855 (дата обращения: 12.06.2025).
13. Кушнир А.М. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования технологий и содержания обучения // Школьные технологии. 2011. № 3. С. 12–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-prirodosoobraznosti-kak-metodologicheskoe-osnovanie-proektirovaniya-tehnologiy-i-soderzhaniya-o (дата обращения: 12.06.2025).
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл. Академия, 2018. 352 с.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 627 с.
16. Мартин Дж. Профессиональная субъектность как личностная проблема. М.: Изд-во Центра гуманитарных инициатив, 2022. 180 с.
17. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды. М.: Модэк, 1998. 448 с.
18. Монахов В.М.. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
19. Смирнов С.А. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 113–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-tehnologiyah-obucheniya/viewer (дата обращения: 12.06.2025).
20. Стерн Д.Н. Момент настоящего в психотерапии и повседневной жизни. М.: Изд-во Центра гуманитарных инициатив, 2018. 264 с.
21. Сыромятников И.В. Профессиональная субъектность как интегральная компетенция управленческих кадров // Человеческий капитал. 2013. № 9. С. 104–108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21094306 (дата обращения: 12.06.2025).
22. Carretero, S. (2017). The digital competence framework for citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg, Publications Office of the European Union. DOI: http://dx.doi.org/10.2760/3884
23. Racko, G. (2017). Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships. The International Journal of Human Resource Management, 30 (3), 1–22. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2017.1281830
Опубликован
2025-10-30
Как цитировать
A., P., G., S., & G., P. (2025). ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 73(3), 82-91. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/632