КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ В РУССКОМ РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация
Постановка проблемы. Современный рекламный дискурс представляет собой коммуникацию адресата и адресанта, которая представляет собой сложный процесс смыслопорождения и декодирования, в котором прецедентные выражения играют важную роль. Такие устойчивые языковые конструкции, как крылатые выражения, отсылают к культурным кодам и общественно значимым текстам, обеспечивают многозначность и эмоциональную насыщенность высказываний.
Обзор научной литературы. Влияние прецедентных выражений на коммуникацию пока остается исследованным фрагментарно. Отдельные аспекты – их структура, происхождение, семантика – описывались в трудах исследователей фразеологии и прецедентных феноменов: В.Н. Телия, Г.Г. Слышкина, Д.О. Добровольского, А.Н. Баранова, В.И. Макарова, Н.Г. Вартановой и других.
Цель статьи – выявление и описание функций крылатых выражений в русском рекламном дискурсе.
Методы исследования: коммуникативно-прагматический, лингвокультурологический, дискурсивный и семантический анализ.
Результаты исследования. В статье анализируются функции наиболее популярных русских крылатых выражений (КВ) и их влияние на эффективность коммуникации в современном рекламном дискурсе, описываются их прагматические функции в рекламе.
Выводы. На основе анализа материала складывается следующая типология рассмотренных КВ: 1) цитаты; 2) трансформированные выражения; 3) не имеющие однозначного источника.
Литература
2. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с. URL: http://www.lrc-press.ru/pics/previews/ru/(688)blok%20Dobrovolskiy-2008.pdf
3. Вартанова Н.Г. Прецедентные единицы в рекламных текстах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 9 (87), ч. 2. С. 325–329. DOI:/10.30853/filnauki.2018-9-2.24
4. Васильева В. Традиционная паремия в рекламном слогане: тенденции и отношения // Kritik und Phrase. Wien. 2007. С. 819–832. URL: https://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394715262_2415.pdf
5. Величко М.А., Величко К.М. Фразеологические обороты как средство воздействия в рекламном дискурсе // Вестник науки. 2025. № 1 (82), т. 4, январь. С. 629–634. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frazeologicheskie-oboroty-kak-sredstvo-vozdeystviya-v-reklamnom-diskurse/viewer
6. Интернет-энциклопедия. URL: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/spravochnik-po-frazeologii/krylatye-slova
7. Захаренко И., Красных В., Гудков Д., Багаева Д. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. М., 1997. С. 82. URL: https://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_01_08zacharenko_et.pdf
8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: ЛКИ, 2010. 264 с. URL: https://rusexpert.ru/public/knigi/8.KaraulovJazLichn2010.pdf
9. Карзенкова Е.П., Тань Юньсяо. Китайский рекламный слоган: игра слов // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 36–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-reklamnyy-slogan-igra-slov/viewer
10. Красных В. Система прецедентных феноменов в контексте современных исследований // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. М., 1997. С. 8–9. URL: https://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk_02_01krasnych.pdf
11. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002. 284 с. URL: https://j.twirpx.link/file/4095253/
12. Макаров В.И. Фразеологизмы и прецедентные феномены как маркеры стереотипности восприятия // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 73, т. 1. С. 59–62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frazeologizmy-i-pretsedentnye-fenomeny-kak-markery-stereotipnosti-vospriyatiya/viewer
13. Малецкая М.С., Толкачева Ю.Г. Особенности прецедентных заголовков современных печатных СМИ // Журналистский ежегодник. 2013. № 2-2. С. 59–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pretsedentnyh-zagolovkov-sovremennyh-pechatnyh-smi/viewer
14. Маркова К.А. Прецедентные феномены в текстах современных российских СМИ // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. 2022. Вып. 23. С. 58–66. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/c009/8c430.pdf
15. Назарова Р.З., Золотарев М.В. Прецедентные феномены: проблемы дефиниции и классификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып. 3. С. 10–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsendentnye-fenomeny-problemy-definitsii-i-klassifikatsii-pretsedentnyh-fenomenov/viewer
16. Слышкин Г.Г. От текста к символу: Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000. 128 с. URL: https://www.klex.ru/1je9
17. Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. М.Н. Кожиной. URL: https://studfile.net/preview/6006736/ (СЭСРЯ).
18. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с. URL: https://www.klex.ru/1yjo







