О КОНЦЕПЦИИ АНГЛО-РУССКОГО УЧЕБНОГО СЛОВАРЯ-СПРАВОЧНИКА ПО ЖИВОПИСИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация
Постановка проблемы. Потребность в создании учебного англо-русского словаря по живописи для студентов, изучающих как иностранный язык, так и культуру стран изучаемого языка, обусловлена целями и задачами учебного процесса. Разработка словаря направлена на освоение активного и пассивного лексического материала по теме, развитие лингво- и межкультурной компетенции обучающихся, приобретение знаний в области искусствоведения.
Цель статьи – раскрыть концепцию англо-русского учебного словаря-справочника по живописи для студентов факультета иностранных языков, описать его макро- и микрокомпозицию.
Методология и методы исследования. При обосновании типа словаря, а также описании структуры семантического поля Живопись использовался метод лингвистического описания. Метод полевого анализа применялся при рассмотрении лексики живописи английского языка, используемой в учебном контексте. При проектировании словаря был использован метод лексикографического описания языковых единиц.
Результаты исследования. В процессе разработки концепции словаря решен комплекс практических задач, нацеленный на дальнейшую ее реализацию: определены принципы отбора лексических единиц и сформирован словник словаря, выявлена структура семантического поля Живопись, описаны его семантические составляющие, разработана макроструктура словаря, представлена микроструктура словарной статьи, содержащая как лингвистическую, так и лингвокультурную информацию. English-Russian Learners’ Dictionary of Painting with Reference Materials (Англо-русский учебный словарь-справочник по живописи) систематизирует и представляет лексику английского языка по теме в доступной учебно ориентированной лексикографической форме для студентов факультета иностранных языков. Словарь является учебным, толковым, переводным (двуязычным) и справочным. Словарь относится к типу идеографических словарей, поскольку он отражает лексико-семантическое поле Живопись в общеобразовательном контексте. В словаре представлены 7 семантических микрополей и справочные материалы с названиями галерей, известных художников и их картин.
Заключение. Словарь разрабатывается в контексте современных направлений в лингвистике и лексикографии. Концепция словаря основана на ключевых положениях идеографической лексикографии: группировка слов по понятийным и семантическим признакам, системность и иерархичность в организации единиц.
Литература
2. Влавацкая М.В., Джабиева Л.Ш. Актуализация аккумулятивно-инновационного ресурса в учебном лексикографическом проекте // Филологический класс. 2025. Т. 30, № 1. С. 173–184. DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-1-173-184
3. Денисенко В.Н. Синтагматика и парадигматика семантического поля // Вестник РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2011. № 2. С. 18–23.
4. Елина Е.Н., Бабак Т.П. Лексикографическая презентация лингвокультуры во фреймовом учебном словаре // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). С. 93–95.
5. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М.: Наука, 1981. С. 51.
6. Карпова О.М. Новые тенденции в современной лексикографии // Лексика и лексикография. 2017. Вып. 11. С. 63–72.
7. Комарова З.И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 74–75.
8. Куликова И.C., Салмина Д.В. Введение в металингвистику: системный, лексикографический и коммуникативно-прагматический аспекты лингвистической терминологии. СПб.: Сага, 2002. С. 58.
9. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М.: КомКнига, 2006. С. 205–206.
10. Мандрикова Г.М. Основные положения антропоцентрической лексикографии // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 8–12.
11. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. СПб.: Филол. фак-т СпбГУ; М.: Академия, 2006. С. 130–131.
12. Роменская В.Ф. О классификационной схеме «тип словаря» // Структурная и прикладная лингвистика. Л., 1978. С. 186–187.
13. Хашимов Р.И. Семантическое поле слов и его элементы // Филологические науки. Грамота. 2015. № 4. С. 209–213. URL: https://philology-journal.ru/article/phil20150860/fulltext (дата обращения: 22.09.2025).
14. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 265–304.
15. Щитова О.Г., Марцевич Н.А. Идеографический словарь архитектурно-дизайнерской терминологии русского языка // Вопросы лексикографии. 2023. № 27. С. 86–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideograficheskiy-slovar-arhitekturno-dizaynerskoy-terminologii-russkogo-yazyka/viewer (дата обращения: 22.09.2025).
16. Hall, M., & Louw, Ph. (2022). The perceived impacts of a bilingual learner’s dictionary. International Journal of Lexicography, 35 (3), 273–295. DOI: https://doi.org/10.1093/ijl/ecac002
17. Harlytska, T. (2022, August 8). Key problems of English lexicology in higher education institution. International Journal of Social Science and Human Research, 5 (08), 3622–3629. DOI: https://doi.org/10.4719/ijsshr/v5-i8-37
18. Hartman, R.R.K. (2001). Teaching and Researching Lexicography. Pearson Educated Limited.
19. Heuberger, R. (2023). Innovation in monolingual English Learner’s Dictionaries. In Innovation in Language Learning and Teaching: Historical Perspective (pp. 59–80). AILA Applied Linguistics Series. DOI: https://doi.org/10.1075/aals.20
20. Pashayeva, P.I., & Abbasov, A.G. (2025). About the most recent problems of lexicography. European Journal of Literature and Linguistics, 1–2. DOI: https://doi.org/10.29013/ EJLL-25-1.2-20-26
21. Tabanakova, V.D., & Kovyazina, M.A. (2007). The functional model of scientific bilingual dictionary. In Essays on Lexicon, Lexicography, Terminography in Russian, American and Other Cultures, 170–183. Cambridge Scholars Publishing.
22. Wang, Y., & Xu, G. (2025). Enhancing vocabulary acquisition through multimodal annotation: An eye-tracking study with Chinese learners’ dictionaries. International Journal of Lexicography, 38 (3), 199–218. DOI: https://doi.org/10.1093/ijl/ecaf014
23. Zhang, S., Xu, H., & Zhang, X. (2021). The effects of dictionary use on second language vocabulary acquisition: A meta-analysis. International Journal of Lexicography, 34 (1), 1–38. DOI: https://doi.org/10.1093/ijl/ecaa010







