ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

  • MESHKOVA Irina V. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в условиях крупного промышленного города. Показано, что среди факторов прогнозирования развития рынка труда профессиональные интересы личности работника не выделяются в отдельный фактор. Со стороны города имеет место запрос на «воспитательную» модель профориентации, в которой проблема выбора личностью между «хочу» и «надо» решается в пользу общества. В то же время результаты диагностики и профориентационного консультирования школьников показывают, что профессиональный выбор осуществляется, прежде всего, на основе профессиональных интересов личности, что не всегда соответствует потребностям регионального рынка труда в профессиональных кадрах для обеспечения эффективности промышленного роста.

Цель статьи – представление результатов исследования профессиональных интересов школьников старших классов в контексте прогнозирования развития регионального рынка труда в условиях промышленного города.

Методологию исследования составляют деятельностный и субъектный подходы к процессу        

профессионального становления личности, теоретический анализ научной литературы. Исследование проводилось в форме тестирования с использованием компьютерного комплекса «Профориентатор» (Москва). Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрического критерия хи-квадрат для одной выборки.

Результаты. На основе теоретического анализа литературы определена роль профессиональных интересов школьников как фактора прогнозирования регионального рынка труда. Выявлены доминирующие профессиональные интересы старшеклассников, свидетельствующие о наличии противоречия между потребностями личности и регионального рынка труда.

Заключение. Сделан вывод о необходимости разработки комплекса мер по устранению острого противоречия между актуальными потребностями рынка труда и профессиональными интересами старшеклассников.

Литература

1. Байтимирова А.Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» // Тео-рия и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 116–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18977851.
2. Богданова Г.В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 497–499. URL: https://moluch.ru/archive/57/7791/.
3. Бричковская О.О. Психологические условия и индикаторы перехода юношества от диффузной нравственно-экономической идентификации к осознанному самоопределению в проблемно-конфликтных ситуациях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 134–143. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2018/04/01/722119f21362312a2baf58257dbb3a69/nauchnyij-zhurnal-vestnik-kgpu-im-vp-astafeva-2018--1-43.pdf.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52. URL: http://voppsy.ru/issues/1994/943/943043.htm .
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
6. Гуртов В.А., Питухин Е.А. Прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах: обзор подходов и практик применения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21(4). С. 130–161. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/113/114. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.056.
7. Дикова В.В. Анализ психологических особенностей выбора профессии старше-классниками в контексте регионального рынка труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 63–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29764041 .
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.
10. Касаткина Н.Э., Пахомова Е.А., Руднева Е.Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (31). С. 181–188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-usloviyah-regionalnogo-rynka-truda-kak-faktor-ustoychivoy.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 304 с.
12. Кобец Е.А. Факторы, влияющие на рынок труда // Инновационная наука. 2016. № 8-1. С. 69–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26563820.
13. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158–164. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/895/895158.htm .
14. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 51–59. URL: http://voppsy.ru/issues/1983/832/832051.htm .
15. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Высшее образование, 1963. 82 с.
16. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профес-сиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 91–96. URL: https://hr-portal.ru/article/professionalnoe-samoopredelenie-kak-postroenie-obrazov-vozmozhnogo-budushchego.
17. Мешкова И.В. Динамика профессиональных интересов студентов педагогического вуза // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 10 августа 2017 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 299–302. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29796495.
18. Мокроносов А.Г., Матафонов М.Э., Чучкалова Е.И., Прудников Д.М., Скороходова Л.А. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 с. URL: http://window.edu.ru/resource/576/75576/files/Mokronosov_prognozir.pdf.
19. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1: Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С.184–198. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-professionalnogo-stanovleniya-i-realizatsii-lichnosti-kak-otrasl-psihologicheskoy-nauki .
20. Потемкин А.Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. № 1. С. 11–18. URL: http://vestnik.osu.ru/2001_1/2.pdf.
21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.
22. Решение Нижнетагильской городской думы от 22.11.2011 года «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Нижний Тагил Свердловской области до 2020 года» (Текст документа по состоянию на январь 2014 года). URL: http://ekb4.info/prawo6/reshenie284/page3.htm.
23. Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н., Шмелев А.Г. Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования) // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 15–127. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/1174287/ .
24. Таланова С.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 226–228. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/.
25. Уткин А.В. Прогнозирование развития регионального рынка труда как основа профессиональной ориентации // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: матер. Всерос. (с международным участием) науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 29 января 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 474–477. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37195222.
26. Фролова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения современных старшеклассников // Профильная школа. 2010. № 5. С. 25–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15229834 .
27. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 45–50. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2014_3_045-050.pdf .
28. Эсаулов А.Ф. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979. 68 с.
29. Holland J.L. Exploration of A Theory of Vocational Choice Part II: Self-Descriptions and Vocational Preferences // Vocational Guidance Quarterly. 1963. Vol. 12, is. 1. 17–24. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/j.2164-585X.1963.tb00620.x. doi:https://doi.org/10.1002/j.2164-585X.1963.tb00620.x.
30. Holland J.L. (1997). Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments (3rd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. URL: http://garfield.library.upenn.edu/classics1980/A1980JR23200001.pdf.
31. Super D.E. The psychology of careers Text. New York: Harper & Brothers, 1957. 362 p. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/0c46/68021faac73a4e760db71eb7e0060fcd720d.pdf.
Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
V., M. (2019). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 48(2), 132-144. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-130