МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИЕРАРХИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Ключевые слова: компетентность, метакомпетентность, непрерывное самообразование, субъект поисковой деятельности, сущность и структура, классификация.

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития компетентностного подхода в образовании в контексте расширения видов компетентностей при рассмотрении надпредметной метакомпетентности как методологического подхода поисковой деятельности независимо от сферы ее осуществления.

Актуальность формирования у субъекта метакогнитивных способов деятельности определяется новыми условиями жизнедеятельности современного человека, характеризующимися высокой динамикой, приводящей к ситуациям неопределенности, непредсказуемости, делающими необходимым непрерывное продуктивное самообразование.

Исследование строилось с опорой на методологию полипарадигмального подхода, позволяющего решать отдельные педагогические задачи при адекватном использовании системно-мыследеятельностного, компетентностного и деятельностного подходов. В качестве материалов использовались опубликованные статьи, монографии и нормативные документы по проблеме исследования. Осуществлялись контент-анализ, синтез и обобщение исследований, раскрывающих теоретические положения метакогнитивной психологии, а также исследований, относящихся к проблеме самообразования личности и развития самообразовательной компетентности.

Результатами исследования явилось выявление сущности понятия метакомпетентности субъекта деятельности, которая уточняется выделенной структурой ее компонентов с раскрытием их содержательного наполнения. Метакомпетентность определяется как

интегративное динамическое качество личности, ориентированное на саморазвитие в условиях продуктивного непрерывного образования и проявляющееся в способности и готовности осознанно использовать целесообразные стратегии целеполагания, самоорганизации, самоконтроля и саморегуляции на основе рефлексии результатов и границ интеллектуальной деятельности. Получен вариант классификации компетентностей, определен статус метакомпетентности как надпредметной компетентности высшего уровня. Результаты исследования обогащают теорию компетентностного подхода в части расширения понятийного поля компетентностей и ставят проблему выявления педагогических условий формирования метакомпетентности в образовательном процессе и ее диагностики.

Литература

1. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Практика формирования компетенций: методологический аспект // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург; Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. С. 5–10. URL: http://window.edu.ru/resource/407/77407/files/sbornik.pdf
2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.
С. 20–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21594618
3. Карпов А.В., Демидова П.Г. О содержании понятия метагокнитивных способностей личности // Известия ДГПУ. 2013. № 4. С. 12–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiya-metakognitivnyh-sposobnostey-lichnosti/viewer
4. Ордобоева Л.М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 14 (700). С. 144–153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22760355
5. Панченко С. Необходимость формирования метакомпетенций для успешной социализации будущих молодых специалистов. Международный образовательный портал. 2017. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/neobhodimost-formirovanija-metakompetencii-dlja-uspeshnoi-socializaci-buduschih-molodyh-specialistov.html
6. Поликанова Е.Г. Исторический аспект развития компетентностного подхода в образовании // Вестник ЧитГУ. 2008. № 4 (49).
С. 44–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-razvitiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii/viewer
7. Павлов Д.Н. О некоторых проблемах определения термина «когнитивная стратегия» // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 2. С. 62–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-opredeleniya-termina-kognitivnaya-strategiya/viewer
8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5893530527.html
9. Резникова Е.В. Дидактические основы формирования метакомпетенций: матер. IV конференции «ТРИЗ». Практика применения методических инструментов [Электронный ресурс]. URL: http://www.metodolog.ru/node/1618
10. Фуряева Т.В., Гудкова О.В. Развитие метакомпетенций обучающихся в условиях специализированных классов инженерно-технологической направленности // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 442. С. 199–203. DOI: 10.17223/15617793/442/24
11. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/kholodnaja_cognitive_styles.pdf
12. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд. МГУ. 1972. 123 с. URL: https://vk.com/doc280125750_411400419
13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F742066917/iskobr2015_265_268.pdf
14. Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms // F.E. Weinert, H. Kluwe (еds.). Metacognition, motivation, and understanding, Hillsdale, New Jersey: Zawrence Erlbaum Associates. 1987. P. 65–116. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=2132939
15. Harvey S., Goudvis A. Strategies that Work: Teaching Comprehension for Understanding and Engagement. Maine: Stenhouse Publishers and Ontario: Pembroke Publishers Ltd., 2007. P. 25–26. URL: https://search.library.wisc.edu/catalog/9910033629502121
16. Hattie J. Visible Learning. Abingdon, UK: Routledge, 2009.
17. Information on Cambridge Professional Development Qualifications. URL: www.cambridgeinternational.org/pdq
18. Metacognition: Cognitive and social dimensions / Ed.by V. Yzerbyt et al. SAGE Publications. 2002. 253 p. URL: https://books.google.ru/books?id=pacJu9NV15wC&hl=ru&source=gbs_book_other_versions_r&cad=4
19. Stemberg R. Practical intelligence in everyday life. Saint Petersburg: Piter, 2002. 272 p. URL: https://textarchive.ru/c-1093693.html
20. Tarrant P., Holt D. Metacognition in the primary classroom. Abingdon, UK: Routledge, 2016.
21. Tuning Educational Structures in Europe Tuning Russia. 2002. URL: http://tuning-russia.org/
22. Whitebread D. and Pino Pasternak D. Metacognition, self-regulation & meta-knowing. In: K. Littleton, C. Wood, and J. Kleine Staarman (eds.), International Handbook of Psychology in Education. Bingley, UK: Emerald. Information on Cambridge Professional Development Qualifications, 2010. P. 673–712. URL: www.cambridgeinternational.org/pdq
23. Wilson L.O. Anderson and Krathwohl – Bloom,s Taxonomy Revised. URL: http://thesecondprinciple.com/teaching-essentials/beyond-bloom-cognitive-taxonomy-revised
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
A., S., & V., O. (2020). МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИЕРАРХИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 80-89. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-186